Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов на сплочение»
Занятие с элементами тренинга «Давайте жить дружно!»
(на сплочение педагогического коллектива)
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение;
- повысить сплоченность коллектива, взаимопонимание и доверие между педагогами;
- развить чувство коллективизма, способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Ход занятия:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге на сплочение.
- Я напомню Правила групповой работы, которые лежат в основесоциально-психологического тренинга как формы работы.
Конфиденциальность – все, что происходит на тренинге, не выносится за его пределы; и обсуждаем то, что происходит «здесь и сейчас»
Я - высказывание – говорим только о собственных чувствах; стараемся быть искренними;
Отсутствие оценочных суждений – не даем оценку личности других участников; принимаем себя и других такими, какие они есть;
Уважение к говорящему - один говорит, другие молчат – не перебиваем друг друга;
Активное участие в происходящем;
Правило «Стоп»- по необходимости отзыва.
- Для начала прошу вас порассуждать о том, что же такое сплоченность коллектива? Ответьте одним - двумя словами, с чем у вас ассоциируется выражение Сплоченный коллектив - это какой коллектив?.. (передавая игрушку друг другу: мячик) (Ответы педагогов).
- Сплоченность коллектива - это особенности межличностных отношений в коллективе, возможность стать единым целым для достижения конкретных общих целей, задач и мотивов. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший психологический климат в коллективе. Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Строительство психологического климата и сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
- Сейчас мы проведем игру - разминку 1.“Подарок”
Прошу всех встать вкруг. Начинает один участник. У вас есть возможность подарить своему соседу справа все, что угодно. Единственное условие – молчание, показать подарок можно только жестами, без слов. Если сосед догадался, что именно ему подарили, то он должен продемонстрировать, что он будет делать с этим подарком. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит свой подарок.
-Удалось ли вам понять, какой подарок вам подарили? Вызвало ли трудности у вас это упражнение? Действительно, быть внимательным, уметь понять человека без слов, порой бывает очень сложно. Упражнение было направлено на развитие внимания, невербальной коммуникации.
- Я предлагаю выполнить следующее упражнение 2. «Спутанные цепочки»
Встаньте в круг, закройте глаза и протяните перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем вытягиваем левые руки и снова ищем себе партнера. Нужно чтобы каждый держал руки двух людей. Открываем глаза. Задача: распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук).
В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар. Это упражнение было направлено на развитие чувство коллективизма.
Следующая игра 3.«Ровный строй»
- Необходимо выполнить задание коллективно, сплочённо, дружно и слаженно.
Игроки выстраиваются в шеренгу нога к ноге. Задача игроков состоит в том, чтобы пройти определённый участок игрового поля любым способом, но, не разъединив ноги. Как только кто-нибудь разъединяет ноги, вся шеренга начинает движение сначала.
Упражнение 4. «Любое число»
- Я сейчас назову по имени любого из вас. Вы мгновенно должны назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников в группе. Например, ведущий командует «три — четыре». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Ведущий прекращает игру после двух-трех удачных попыток.
Упражнение 5. «Комплимент». Участникам предлагается проделать следующее упражнение. Перебрасывая игрушку (например, шарик) из рук в руки, каждый участник должен сказать согруппнику, которому была она послана, комплимент. В ответ тот, в свою очередь, должен выразить благодарность. Это упражнение позволит расслабиться, сблизить участников, уравновесит эмоциональный тонус группы.
Упражнение 6. «Прекрасный сад». Участники сидят в кругу.
Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки. Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: - Предлагаю полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметьте, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира. Посмотрите, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого- то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Давайте будем продолжать дарить друг другу внимание и тепло, как сегодня.
Завершающее упражнение 7. “Я желаю себе и другим…”
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
- Мы сегодня, коллеги, постарались снять эмоциональное напряжение, повысить сплоченность коллектива, взаимопонимание и доверие между педагогами, развить чувство коллективизма, способствовать созданию благоприятного психологического климата.Благодарю вас, все были активны, все молодцы, спасибо!