Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Художественно-ручной труд – это вид художественной деятельности, поскольку ребёнок создаёт не просто полезные, а красивые, выразительные предметы и вещи, в которых всё подчинено единому замыслу: назначение, форма, цвет, узор, композиция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тряпичная кукла в творчестве дошкольников»
Тряпичная кукла в творчестве дошкольников.
«Кукла — способ познания жизни и для тех,
кто ее создает и для тех, кто с ней общается».
Дайн Г.Л.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Художественно-ручной труд – это вид художественной деятельности, поскольку ребёнок создаёт не просто полезные, а красивые, выразительные предметы и вещи, в которых всё подчинено единому замыслу: назначение, форма, цвет, узор, композиция. Художественно-ручной труд учит ребёнка творить, создавать вещи по законам красоты. Еще увлекательней и полезней становится эта деятельность, если вместе с ребенком творят взрослые.
Изучению художественно-творческой деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста посвятили свои работы Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, В. Я. Воронова, Л. С. Выготский, И. Л. Лернер, Д. Б. Эльконин.
В процессе художественного ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т.С. Комарова, Н.М. Конышева, М.В. Крулехт, Н.А. Малышева). Они содействуют более глубокому и многостороннему познанию детьми предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями. Владение иглой и работа с тканью в дошкольном учреждении развито слабо, в силу различных причин. Основная причина это техника безопасности, данная программа уделят этому условию большое внимание. Основным продуктом детской деятельности в данной программе можно назвать «тряпичную куклу», ее история изготовления и важность в эмоциональном, нравственном и творческом развитии целых поколений детей, неоценима. В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры.
Духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Так в данной программе разделе « куклы обереги» дети не только знакомятся с историей русской самодельной куклы, но и сами ее изготавливают. На основе уже известных технологий изготовления кукол дети учатся внести свое авторство, что развивает и совершенствует творческие возможности дошкольника.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи. Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». Так работа со швейной иглой и фурнитурой совершенствует действия пальцев рук, развивает зрительные ориентиры, тем самым развивает мелкую моторику.
Считается, что дети больше любят играть самодельными игрушками, чем покупными. Возможно из-за того, что самодельным игрушкам мы дарим частичку своего тепла и доброты.