Воспитатель показывает детям натуральные помидоры, дает в руки. В: Дети, это всем знакомый овощ – помидор. Еще его называют томат. Проговорим вместе четко эти слова. Д: Помидор, томат. В: Какого цвета помидор? Д: Помидор красного цвета. В: Правильно, помидоры бывают еще желтого и оранжевого цвета. Какой он по форме. Д: Он круглый. В: Потрогайте помидор, какой он на ощупь? Д: Он гладкий, упругий (мягкий). В: Замечательно! Помидор красный, круглой формы, гладкий и упругий, бывает и мягкий. Воспитатель собирает помидоры у детей в корзину, помещает в центр магнитной доски картинку с изображением помидора. В: Где растут помидоры? Д: На грядке. В огороде. Воспитатель помещает картинку с изображением грядки с помидорами над первой картинкой. рассаживает детей на стулья у магнитной доски, в центре которой картинка с изображением помидора. Предлагает детям присесть на стулья у доски. В: Рассмотрите внимательно, из каких частей состоит помидор? Д: Помидор состоит из корня, стебля, черенка, листьев и плодов. Воспитатель выставляет картинку с изображением растения по отдельным частям под первую картинку. В: Верно, посмотрите вот корень, он под землей. Над землей – стебель, черенки, а на них плоды томата. Листья у помидора очень интересной, резной формы. Дети, как вы думаете, откуда на нашей земле появились помидоры? Давайте пофантазируем, принимаются самые фантастические идеи! Д: Семена попали в землю вместе с «помидорным» дождем… К нам привезли их инопланетяне… Помидоры надуло к нам ветром с волшебной страны и др. Воспитатель помещает картинки с изображением дикорастущих помидоров. В: На самом деле, первые томаты появились в Южной Америке, как сорняк или дикие помидоры. Это такие растения, которые не требуют человеческого ухода, а растут сами по себе. Ветер принес семечко в почву, человек его не сажал, затем прошел дождик (человек не поливал его), пригревало солнышко и появился томат. Повторите, пожалуйста, что такое сорняк? Д: Сорняк – это дикое растение, за которыми человек не ухаживает. В: Да, люди питаются культурными растениями, которые сами выращивают. Как люди ухаживают за растениями, чтобы они выросли полезными и вкусными? Д: Поливают, рыхлят землю, обрабатывают удобрениями и т.д. В: Все верно. Дикие томаты раньше считали фруктами. Но сейчас принято их считать овощами. Посмотрите на картинку и, скажите, чем отличаются дикие и культурные томаты? Д: У диких помидоров плоды и листья маленькие, а у культурных крупные. Стебель у дикого томата тоньше, чем у культурного. Воспитатель вешает картинку с изображением частей дикого томата. В: Посмотрите на части дикого томата. Они отличаются от культурного растения? Д: У дикого томата тоже есть и стебель, и корень, и черенок, и листья, и плоды. В: Мы рассмотрели прошлое томатов и откуда появились они. Предлагаю немного отдохнуть! Вставайте в круг, повторяйте за мной: Ах, какой же урожай, (дети стоят лицом в круг) Побыстрее собирай. (правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону) Выкопай картошку с грядки, (имитация копания огорода) Чтобы было всё в порядке. Помидор сорви быстрей, (наклониться, правой рукой) Чтобы съесть его скорей. («сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом) Срежь капусту, посоли, (правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево) Маму с папой угости. (отвести поочерёдно руки вправо – влево) Выдерни морковь, редиску, (имитация выдёргивания овощей) Поклонись им в пояс низко. (выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо) Ай, какой же урожай, (руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы) Ты в корзину загружай. (руки развести в стороны, направив их движение к себе). В: Отдохнули? Замечательно! Теперь самое интересное! Придумаем супер-грядку с томатами будущего! Какими они будут? Пофантазируйте! Д: В будущем помидоры будут размером с тыкву и сладкие как арбуз! (другие варианты детей). Будет грядка с помидорами разного цвета: синие, фиолетовыые, черные и белые! В: Давайте придумаем помидор будущего, соединив его с каким-нибудь другим овощем или фруктом. Например, я придумала: помидор + огурец, получился «помирец». Д: «Арбудор», «абридор», «поминан» и др. В: Молодцы! Как много волшебных растений придумали! Кто хочет о рассказать о своем супер-помидоре? Воспитатель помещает схему рассказа на доску: Что это? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой вкус? Какие части? Где растет? Откуда взялся? Каким будет в будущем? Рассказы детей. |