kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста" поможет правильно организовать трудовую деятельность в дошкольных учреждениях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"»

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Главная задача трудового воспитания в дошкольном учреждении – формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Она успешно реализуется теми педагогами, которые учитывают как особенности детской трудовой деятельности, так и возрастные возможности детей.

Воспитание трудолюбия, уважения к труду, трудовых навыков необходимо начинать с ранних лет. Опыт педагогов дошкольных учреждений подтверждает, что при правильной организации трудового воспитания детей в дошкольных учреждениях могут быть достигнуты немалые успехи в их нравственном воспитании, в формировании у них интереса к труду, положительного отношения к нему, желания принимать в нем участие, а также формировании навыков, умений, необходимых для различных видов трудовой деятельности.

Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее гармоничное развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практические навыки и любовь к труду, заботятся об их эстетическом воспитании, подготавливают детей к обучению в школе, воспитывают их в духе уважения к старшим, любви к Родине и родному краю. За время пребывания в дошкольном учреждении у ребят должны быть развиты необходимые физиологические и психологические предпосылки, физическое здоровье, выносливость, самостоятельность, целеустремленность.

Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, выполнению заданий в группе, парах, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

В дошкольных учреждениях республики Казахстан воспитатели проводят большую работу по формированию у детей первоначальных трудовых умений и навыков, нравственному воспитанию их в процессе трудовой деятельности. Они понимают, что главная задача заключается в том, чтобы использовать все возможности и условия для совершенствования трудового воспитания маленьких детей.

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Эти дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей.

В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе. Участвуя в трудовой деятельности по уходу за животными и растениями, дети приобретают определенные знания об их жизни, овладевают навыками ухода, проявляют заботу, бережливость, аккуратность, умение преодолевать трудности.

Составная, органическая часть трудового воспитания в дошкольных учреждениях – ручной труд, который позволяет развивать у детей начала конструкторских умений и способностей, в большой мере способствует духовному развитию. Ручной труд, в большей степени, чем другие виды труда, позволяет организовать первую ступень подготовки к политехническому обучению. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться ими. Детям отнюдь не безразлично, что делать, - чем более нужные, полезные, внешне привлекательные изделия предстоит сделать, тем с большим увлечением, интересом и энергией они относятся к их изготовлению. Очень важно, чтобы ребенку был виден и понятен результат его труда, и многие воспитатели это учитывают в работе.

Природа – огромная мастерская для творчества. И многие воспитатели с раннего детства воспитывают в детях умение видеть в окружающей природе вечную красоту жизни. Художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения к труду. В желуде, в шишке, а причудливых ветвях таятся образы сказочных героев, вот почему дети любят работу с природным материалов. Воспитатели через ручной труд с природным материалом вводят детей в мир удивительных выдумок и находок.

Большое воспитательное значение имеет коллективный труд, так как в ходе его дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывается умение работать сообща. В дошкольных учреждениях старшие дети любят выполнять коллективную работу по уборке помещения группы, работу в уголке книг, на участке. Особенно увлекает ребят соответствующая их возможностям трудовая деятельность совместно со взрослыми, где каждый, выполняя работу по своим силам, участвует в общем деле.

Наряду с достижениями в трудовом воспитании детей в дошкольных учреждениях есть еще много проблем и нерешенных вопросов. Нередко еще воспитатели в старших группах, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы: поливают растения. Чистят клетки животных, готовят корм, мастерят игрушки. А детям остаются лишь отдельные поручения – принеси, подай, помоги, поддержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу. Если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Неудача же в свою сторону вызывает отрицательное отношение к труду. Бывает в практике и другая крайность, когда воспитатели дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей. Нельзя забывать о том, что, если ребенок взялся за работу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его за счет переутомления. В дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности. Надо всегда давать посильную работу детям, чтобы на выполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным возможностям. Ребята утомляются тогда, когда длительное время, занимаясь одним делом, находятся в одной позе, пользуются оборудованием, не соответствующим возрастным особенностям, выполняют большой объем работы в быстром темпе. Каждому педагогу важно помнить, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности. А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле.

В некоторых дошкольных учреждениях отсутствуют планомерность и систематичность в организации труда детей, в обучении их трудовым умениям и навыкам, и они участвуют в труде от случая к случаю. Такой труд не оказывает достаточного воспитательного влияния, не формирует желания работать на пользу коллектива, привычку к систематическому выполнению трудовых обязанностей. В таком случае дети к концу пребывания в дошкольном учреждении не умеют, а часто проявляют прямое нежелание участвовать в работе. На предложение воспитателя что-то сделать отвечают: «Не умею», «Не хочу», «Надоело», «Устала».

Давая детям задание сделать что-то, воспитатели не всегда раскрывают значимость их труда для окружающих. Поэтому трудовая деятельность детей часто является результатом подчинения авторитету взрослых и проходит механически, без всякого интереса и желания. Плохо поступают и те воспитатели, которые в процессе труда слишком опекают детей, диктуют им, что надо делать. Не дают возможности проявить активность и самостоятельность. Дошкольники быстро привыкают работать только по указанию. Теряется интерес к трудовой деятельности, а значит, и воспитательное воздействие ее на ребенка и в тех случаях, когда выполняемая им работа на его глазах переделывается взрослыми. К сожалению, нередко можно наблюдать. Как няня или воспитатель при детях заново переделывает то, что сделано ими: моет стол, подметает пол, убирает книги, переставляет стулья и т.д. Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Воспитатели должны очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельности детей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детей появляется излишняя самоуверенность, у других - неуверенность в своих силах и возможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности.

Нет необходимости доказывать, какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самого воспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря, «золотые руки». Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги, природного материала рождается интересная игрушка. В теории и практике дошкольного воспитания большое место в трудовом воспитании детей отводится ознакомлению их с трудом взрослых, так как это способствует формированию представлений о роли труда в жизни людей, воспитанию стремления участвовать в труде. Это возможно лишь при условии, если воспитатель научит детей видеть направленность трудовых действий людей на достижение результата, выделять результат труда.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей – путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные.

И наконец, важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям соответствующую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу воспитания детей на первой, дошкольной ступени.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

Автор: Конюшевская Татьяна Эдуардовна

Дата: 20.11.2019

Номер свидетельства: 527794

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "консультация для воспитателей "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(81) "konsultatsiiadliavospitatielieigiendiernoievospitaniiedietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "270106"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450993893"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС""
    ["seo_title"] => string(56) "trudovoie-vospitaniie-doshkol-nikov-v-dou-v-svietie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "284321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453969942"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "«Спортивно-патриотическая игра «Батыл ұландар» как форма нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "sportivno_patrioticheskaia_igra_batyl_ulandar_kak_forma_nravstvenno_patriotiches"
    ["file_id"] => string(6) "544600"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1585493686"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Сборник зимних подвижных игр для детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(68) "sbornik-zimnikh-podvizhnykh-ighr-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "236363"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444047853"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в аспекте гендерных различий""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_trudovoe_vospitanie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v"
    ["file_id"] => string(6) "603630"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1648539134"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства