Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание дошкольника»
Трудовое воспитание дошкольника
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Сегодня, в новых социально- экономических условиях, стоит задача воспитания трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Без труда невозможно осуществление физического, познавательного, художественно- эстетического развития дошкольника.
В ФГОС дошкольного образования трудовое воспитание предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Одним из ведущих понятий рассматриваемого направления является « трудолюбие» - это интерес и влечение к трудовой деятельности, желание трудиться. Несмотря на его простоту, ведущие ученые выделяют в нем несколько компонентов:
- Познавательный - знания о профессиях, о труде взрослых;
-Эмоционально-мотивационный – интерес к труду, желание трудиться;
- Поведенческий – закрепившаяся в поведении дошкольника привычка к труду, осознание необходимости трудовой деятельности для человека, общества;
-Личностный - сформированность личностных качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых действий ( ответственность, самоконтроль, самостоятельность, способность к преодолению трудностей и т.д.)
Существуют множество классификаций трудовой деятельности дошкольника.
Наиболее распространенные её виды: самообслуживание , хозяйственно- бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание - один из первых видов труда, осваиваемых дошкольником.
Основными задачами работы в данном виде труда являются:
- воспитание привычки к опрятности, развитие потребности в самостоятельности;
- формирование умений и навыков самообслуживания;
-развитие желания оказывать посильную помощь сверстникам.
Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает дошкольника к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей. Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата- вымыл руки- можно садиться обедать, оделся- можно идти гулять.
Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога, наряду с активными действиями ребёнка. При этом показ того или иного действия должен быть один и тот же, чтобы навык постепенно становился автоматизированным. Например, мытье рук выполнять всегда в таком порядке: намылить руки, положить мыло, намылить каждый пальчик от мизинца к большому , смыть мыло, отжать руки , вытереть полотенцем. Хорошо сопровождать данный процесс потешкой или четверостишием, чтобы зрительный образ сочетался со звуковым.
В старшем возрасте на помощь педагогу могут придти наглядные методы. Например, схема «Одевайся по порядку» при обучении одеванию на прогулку или « Каждой вещи – свое место» - при раздевании.
Важным моментом является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной , а можно использовать игровой прием, привлекая к оценке результата труда игровой персонаж. Не менее важно привлекать детей к помощи сверстникам, у которых что -то не получается. В таких ситуациях у детей не только совершенствуются навыки самообслуживания , но формируются нравственные качества.
Хозяйственно- бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка.
Основные задачи:
- развивать стремление к чистоте и порядку;
- воспитывать стремление к аккуратности, желание беречь результаты труда других людей: не ломать игрушки, не рвать книги, соблюдать чистоту;
- развивать желание трудиться, быть полезным окружающим;
- способствовать формированию трудовых умений и навыков;
- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: выполнять работу, направленную на достижение общей цели; умение планировать работу, договариваться, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;
- формировать первоначальные представления о хозяйственно- бытовой деятельности человека.
В младшей группе дети способны оказывать посильную помощь в подготовке к приему пищи, занятиям , уборке игрушек. Одним из важнейших методов здесь является наблюдение за трудом помощника воспитателя, наблюдая за которым , дети усваивают элементарные трудовые операции, запоминают их названия и способы выполнения. Оптимальным является и индивидуальная форма работы- трудовое поручение , когда педагог может дать детальный показ действия и проконтролировать его выполнение.
В средней группе вводится организованная форма хозяйственно- бытового труда- дежурство. За детьми закрепляется постоянная обязанность : они по очереди заботятся об остальных детях, накрывая для них столы. Здесь, кроме показа и словесных указаний , необходимы организующие моменты, например, экран дежурства, где указано кто и когда дежурит. Здесь же можно оценивать качество дежурства детей. В качестве наглядной помощи можно предложить детям схему использовать схему « Сервируем стол», на которой показано , в каком порядке ставится на стол посуда.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется коллективному труду, где дети объединяют усилия для того , чтобы сделать группу более чистой и уютной., отремонтировать книги, вымыть игрушки. Здесь важно создать условия для равноправного участия ребёнка в общем деле, предлагать детям высказывать предложения по выполнению трудовой задачи.Важно также воспитывать культуру труда: применять рациональные приемы, грамотно использовать оборудование.
Труд в природе, как никакой другой вид труда, сочетает в себе умственные, физические и волевые усилия. Он связан с расширением кругозора, развитием опытно- экспериментальной деятельности. Труд в природе развивает познавательную активность и наблюдательность у детей.
Основными задачами являются:
- воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
-воспитание основ экологической культуры: приобщение к природоохранной деятельности, воспитание бережного отношения к окружающей среде, освоение правил поведения в природной среде;
- развитие познавательно- исследовательского интереса к природным объектам,
Формирование представлений о закономерностях развития природы и умения учитывать их в процессе труда.
Основным содержание труда в природе является уход за комнатными растениями в группе и на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка и газонов. Педагог организует выращивание в группе рассады цветов , зеленого лука и т.д. , при этом дети усваивают , что жизнь окружающей природы зависит от природных, погодных и других условий.
Ручной( художественный) труд- один из важнейших разделов трудового воспитания- изготовление детьми поделок, игрушек из различных материалов.
Этот вид труда тесно связан с конструированием и другими видами деятельности. В его процессе развиваются технические навыки работы с различными материалами, усваиваются элементарные представления о свойствах материалов, совершенствуются конструктивные способности
Задачи работы по ручному труду:
- развитие творческого мышления и воображения;
- развитие умственных и сенсорных способностей;
- овладение техническими приемами преобразования различных материалов с целью создания поделки, образа;
Содержанием ручного труда являются: работа с картоном и бумагой, тканью и нитками, природными материалами, дополнительными материалами( проволока, древесина, пластик). Такой вид труда способствует развитию способности к постановке цели, выбору путей её осуществления, преодолению трудностей, воспитывает умение доводить начатое дело до конца.
В процессе организации ручного труда , важно отрабатывать с детьми каждый новый способ отдельно, и только потом демонстрировать разнообразие поделок, которые можно изготовить с применением этого способа. После освоения того или иного приема воспитатель может дать детям творческое задание, объявив тему или предложив изготовить поделку по замыслу.
Работу с природным материалом можно начать с анализа его как основы для создания образа, при этом педагог знакомит детей с приемами изменения пространственного положения основы, его дополнения и извлечения лишнего. После овладения указанными навыками возможен переход к более творческим заданиям : по теме, по замыслу, коллективный ручной труд.
Первые представления о труде взрослых ребёнок получает в семье, наблюдая за мамой, папой, дедушкой или бабушкой. У дошкольника формируются представления о домашней хозяйственной деятельности, правилах ведения хозяйства. Начиная ходить в детский сад, ребёнок наблюдает работу воспитателя, помощника. Постепенно круг профессий , с которыми знакомятся воспитанники расширяется: дети узнают о сельскохозяйственных, строительных, творческих и научных и многих других специальностях. Это способствует формированию представлений о профессиях, профессиональной принадлежности человека, о взаимоотношениях людей в процессе трудовой деятельности; а также воспитанию уважительного отношения к труду взрослых, результатам собственного труда и труда сверстников.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок учится понимать мир профессий как систему взаимосвязей между всеми видами труда , воспринимать любой предмет как результат труда многих людей, представителей различных профессий.
Залогом успешной организации трудового воспитания дошкольников является понимание специфики их труда . Труд ребенка тесно связан с игрой : в игре отражаются знания детей о профессиях, выполнение трудовой задачи часто переходит в игру. Игровое отношение детей к инструментам и материалу предшествует и формирование трудовых навыков . Специфичны мотивы трудовой деятельности дошкольников – для них труд привлекателен своими внешними проявлениями : материалы, орудия труда, близкие к игре действия, результат. Понимание данной особенности раскрывает пере педагогом колоссальные возможности воспитания у дошкольников трудолюбия , уважения и интереса к труду взрослых. Так , организуя с детьми сюжетно- ролевые игры «Магазин», « Ферма», « Гости», « Детский сад» и другие , воспитатель не просто обращает их внимание на особенности профессий. Постепенно ,объединяя сюжеты разных игр, педагог подводит детей к пониманию тесной взаимосвязи профессий между собой.
деятельности группы должны быть все необходимые атрибуты для мытья игрушек, стирки кукольной одежды , ухода за комнатными растениями..в уголке самостоятельной художественной деятельности необходимо создать условия для различных видов ручного труда: подбор разных видов бумаги, картона, тканей, нитей веревок, этикеток, коробок и т.д. Такой уголок уголок должен быть доступен для детей .
Взаимодействие с семьей в процессе трудового обучения
Процесс организации трудового воспитания не будет полноценным без участия семьи , родителей. Наряду с традиционными формами ( ширмы, папки – передвижки, консультации и беседы ) необходимо применять и интерактивные , практические формы .Одной из таких форм является субботники, высоко эффективной является такая форма как семейные проекты ( « Моя мама- профессионал», « Мой дедушка- мастер» и т.д. ), когда ребёнок и родители вместе подбирают материал и придумывают форму его преподнесения.
Трудовое воспитание является важной частью развития и воспитания дошкольников в современном мире.