Целевая прогулка как средство профилактики дорожно-транспортного травматизма у детей
Целевая прогулка как средство профилактики дорожно-транспортного травматизма у детей
Данная консультация предназначена для педагогов ДОУ. Здесь вы сможете познакомиться с основными рекомендациями по организации целевых прогулок с дошкольниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Целевая прогулка как средство профилактики дорожно-транспортного травматизма у детей»
«Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах современных городов быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Для этого важно знать, что:
*начиная с 3-4 лет:
- дети могут отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно;
*начиная с 6 лет:
- обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые;
- большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части может отвлечь их от всего остального);
*начиная с 7 лет:
- уверенно отличают правую сторону дороги от левой;
*начиная 8 лет:
- уже могут реагировать мгновенно, т. е. тут же останавливаться, когда их окликнут;
- у них начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде: теперь дети постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить, откуда доносится шум;
- учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем(знают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится);
- могут отказываться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.
Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на ООД по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.
Так, организуя целевые прогулки в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми «в улицу» старших детей.
Примерная тематика целевых прогулок
Младшая группа:
*знакомство с дорогой;
*наблюдение за работой светофора;
*наблюдение за транспортом;
*пешеходный переход.
Средняя группа:
*знакомство с дорогой;
*сравнение легкового и грузового автомобилей;
*наблюдение за светофором;
*правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.
Старшая группа:
*элементы дороги;
*правила поведения на дороге;
*наблюдения за транспортом;
*прогулка пешехода;
*переход;
*перекресток;
*сигналы светофора;
*наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
*прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.
Подготовительная к школе группа:
*улицы и перекрестки;
*правила дорожного движения;
*наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;
*наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
*значение дорожных знаков;
*правила поведения на остановке и в общественном транспорте;
*пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);
*пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый;
Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе становится более широкой. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «переход», «светофор» и т. д.
В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной к школе группе дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Основное отличие целевых прогулок по ПДД в ДОУ от ООД, проводимого на игровом участке или игровой комнате, заключается в характере познавательной деятельности детей – непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдение за поведением пешеходов.