Просмотр содержимого документа
«Цикл игр с куклой для детей младшего возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «МАЛЬВИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Цикл игр с куклой
для детей младшего возраста
Разработала:
воспитатель I кв. категории
Елесина Л.Н.
Знакомство с куклами
Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывая любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Таня. Вы хотите с ней познакомиться?» Кукла Таня знакомиться со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Таней. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Лялю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога: «Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»
Вариант игры: Дети могут сами придумывать имена куклам.
У куклы Тани новый шкаф
Воспитатель везет на игрушечной машине шкаф. Останавливает машину рядом с уголком для кукол и объявляет: «Из мебельного магазина на грузовой машине привезли новый шкаф. Куда выгружать?» Дети подбегают к машине, воспитатель просит мальчиков помочь С разгрузкой, а девочек – выбрать место для шкафа. Хвалит покупку, обсуждает с детьми, хороший ли шкаф привезли куклам. Дети вместе с педагогом рассматривают его, открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф.
Воспитатель (куклам): Куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей новой подружки. Теперь Таня может хранить там свои наряды. Таня, у тебя много помощников, они соберут твою одежду. (Обращается к детям) Поможем Тане? Коля, что положим на верхнюю полочку? Шапку? Вот, Таня, у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Помоги нам пожалуйста, принеси кофту. Правильно, ее тоже положим на полочку. А куртку куда? Повесим на вешалку. Смотри, Таня, все на своих местах. Можешь собираться на прогулку.
Вариант игры: Воспитатель обращается к детям: «А у ваших дочек-куколок одежда в порядке?» Дети сами раскладывают одежду своих кукол.
Оденем куклу Таню на прогулку
Воспитатель «замечает» сидящую куклу, с которой недавно играл ребенок. Педагог обращается к кукле: «Катя, тебе пора гулять? Смотри, Миша уже несет тебе одежду. Миша, Таня хочет пойти на прогулку. Ты поведешь ее гулять? Дети, а ваши куклы собираются на улицу? Что им надеть?» Воспитатель смотрит в окно и говорит, что на улице тепло. Дети начинают одевать своих кукол. Педагог спрашивает, не надо ли куколкам взять с собой кофту, зонт; затем одевает «свою» куклу Таню и, являя своей игрой образец. Исподволь влияет на игру детей.
Воспитатель: Таня, как тебе идет это красное платье! Нужно застегнуть все пуговицы, поправить воротничок. Где туфельки? Вот они в шкафу, на нижней полке. Иди, Таня, гуляй. Но не забудь прийти вовремя домой – будем смотреть мультфильмы. На всякий случай вот тебе зонтик, вдруг будет дождь.
Одеваем куклу – ведем гулять – кормим
Воспитатель говорит ребенку, что его кукла хочет гулять, надо отвести ее на прогулку. Ребенок одевает куклу. Воспитатель также ведет гулять свою куклу; затем спрашивает: «Не пора куклам домой, скоро обед?» Ребенок ведет своих кукол домой.
В игровом уголке воспитатель раздевает свою куклу, правильно раскладывает одежду и просит ребенка покормить и его куклу тоже. Ребенок кормит свою куклу и куклу воспитателя. Педагог спрашивает у ребенка, чем он кормил кукол?
Воспитатель: Наша Таня еле щи. Вкусно, Таня? Щи съела, котлетки, потом компот. Поела? Таня всегда говорит «спасибо». Оля, твоя куколка спать хочет, клади ее в кровать. И я буду Таню раздевать. Сначала туфельки сниму, носочки, потом платье. Оля, твоя куколка уже в кроватке? И моя тоже. Пусть они спят. Не будем им мешать.
Готовим для кукол обед
Воспитатель говорит ребенку: «Скоро Кукла Таня придет с прогулки, надо подумать, чем ее накормить. Оля, чем ты будешь кормить свою куколку? Свари суп». Воспитатель и ребенок «варят суп» в кастрюле. Педагог спрашивает, из чего ребенок будет варить суп, и предлагает сварить картофельный суп: положить в него картошку, морковь, лук. Побуждает ребенка действовать, подражая взрослому и самостоятельно.
Куклы пришли с прогулки.
Воспитатель говорит детям: «Солнышко спряталось, моя куколка Таня пришла с прогулки. Как раскраснелись ее щечки! Стоит моя Таня и улыбается. Таня, ты где была, что делала? Таня была в песочнице» Оля, а твоя Катя где играла? На площадке играла в мяч. Миша, помоги мне отнести в шкаф Танину одежду. Вот спасибо! Оля, у тебя куколка тоже разделась? Какие грязные ручки у наших кукол! Немедленно мыться! Таня, вот кран, умывайся. Водичка теплая. Тане нравиться умываться. Все умылись? Можно идти в игровую комнату. Скоро обед. Девочки, давайте накрывать на стол.
Сервируем стол
Воспитатель спрашивает у детей: «Вы накрыли на стол? Где посуда?», Побуждает расставлять посуду. Дети ставят посуду для своих кукол.
Воспитатель. Это тарелка, я налью в нее щи. Оля, у тебя суп остывает. Подогрей. Вот ложка для щей. Вот вилка для котлет. Рядом поставлю чашку с компотом. Я купила свежий хлеб. Вот, потрогайте. (Предлагает детям потрогать кубик вместо хлеба) Мягкий хлеб? Нарежу хлеб тонкими кусочками. У меня все готово. А у вас? Настя, у тебя какой компот? Яблочный? А я Тане приготовила клубничный. Пора звать наших кукол к столу.
Педагог и дети предлагают куклам вымыть руки и сесть за стол.
Вариант игры (усложненный). Использовать в игре предметы-заместители, воображаемые предметы и действия.
Куклы обедают
Воспитатель сажает свою куклу за стол и учит ее кушать: «Таня, на столе твой любимый картофельный суп. Возьми ложку в правую руку, зачерпывай суп не до самых краев ложки, подноси ложку ко рту, не спеша. Кушай, не пролей. Оля, а твоя Катя умеет есть ложкой Покажи ей, как надо зачерпывать ложку, чтоб суп не расплескался?» (Обращается к кукле) Катя, вкусный суп тебе приготовила Оля? Таня кушает суп да похваливает. Таня, смотри, в тарелочке видны картошечка, морковка, лучок. Тебе понравился картофельный суп? После обеда вытри рот салфеткой. (Обращается к детям) Девочки, а у вас есть салфетки? Возьми . Обед закончен. Надо приучать своих кукол – деток после обеда говорить «спасибо». Вот так, молодцы. На здоровье.
Моем посуду
Воспитатель спрашивает у детей, помыли ли они посуду после обеда, и предлагает убрать со стола. Берет тряпку и стирает крошки, складывает посуду в раковину и моет ее, проговаривая свои действия.
Воспитатель. Моя кукла Таня покушала и пошла играть. Теперь надо вымыть посуду. Дети, давайте мыть вместе, так веселее. Сначала возьмем мочалку и протрем хорошенько тарелки, ложки, вилки, чашки. Куда поставим тарелки? В шкафчик сушиться. Оля, складывай в ящик вилки и ложки. Маша, помоги мне убрать тарелки, пожалуйста. Убрала? Молодец. Вот и порядок, чистота кругом. Можно отдохнуть, пока наши куколки играют.
Купание кукол.
Дети играют. Воспитатель подходит к девочке и спрашивает, не видела ли она ванночку. Рассказывает: «В гости к кукле Тане приехала маленькая Дашенька. Она еще не ходит, ее возят в коляске. Она сама не ест, ее кормят из ложечки. Вечером Дашеньку надо купать. Много с ней забот. Чтобы управиться с Дашенькой, нужны помощники. (Обращается к детям). Вы, ребятки, мне поможете? (Показывает куклу-младенца) Наша Дашенька маленькая, хорошенькая. После купания надо сразу положить Дашу в кровать, поэтому сначала приготовим ей постельку. Коля и Сережа, вы сможете постелить постель Дашеньке? Вот ее кроватка. Несите постельные принадлежности: подушку, одеяло. А мы с Галей и Валей принесем одежду, полотенце. Сначала приготовим теплую водичку. Девочки, наливайте воду из крана да следите, чтобы вода была не слишком горячей, пробуйте ладошкой. Теплая водичка! Сажаем Дашеньку в тазик. Она улыбается – ей нравиться водичка. Плюх-плюх по водичке, плюх-плюх по тепленькой. Умоем Дашеньке личико, ручки, обольем тельце. Теперь помоем голову, ножки. Галя, принеси еще водички. Поливай. Валя, вытирай полотенцем, насухо: головку, спинку, ножки, животик. Чистая девочка наша, маленькая Даша! А теперь укроем ее одеяльцем, Дадим теплого молочка – и в кровать. Лежи, Даша, засыпай».
Укладываем куклу спать
Маленькая Даша (кукла-младенец) лежит в кроватке. Воспитатель подходит к ней и говорит: «Даша, ты не спишь? Закрывай глазки, пора спать. И Олина куколка-дочка глазки закрывает, и Нинина. Мы качаем своих дочек и рассказываем им сказки. Сон ходит возле дома, дрема у порога. Спите, засыпайте. Волчок в норке спит, зайка под кустиком дремлет. И ты, Даша, спи. Я тебе песенку спою.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Нашу Дашу не буди.
Вот Даша и уснула. Ш-ш-ш… Тихо, пусть спит крепко». Воспитатель на цыпочках уходит.
Кукла Катя стирает
Воспитатель говорит детям: «Что-то я не вижу куклу Катю? Чем она занята? Она в умывальной. Посмотрим, что она там делает? (Кукла стоит у тазика с водой) Я вспомнила, Катя собиралась стирать. Катя взяла платочки и стирает их. Коля, Света, а ваши платочки надо стирать? Вы сами постираете или отдадите Кате? Тогда берите тазики, наливайте водичку и стирайте. Возьмите мыло, намыльте платочки и потрите руками. Посмотрите, как ловко это получается у Кати. Катя, грязь хорошо отстирывается? Молодец! Коля, Света, у вас получается? Водичка не холодная? Добавь горячей. У кого платочки стали чище? У всех чистые. Платочки отстирались? Посмотрите внимательно. Отстирались. Детки стирают, а мы с Катей приговариваем:
Мыло-мыло, душистое мыло,
Чисто моет, чисто стирает.
От мыла - чистые щечки,
Чистые ручки и чистые платочки!
Теперь повесим платочки на веревку, пусть сохнут».
Кукла заболела
Воспитатель, проходя мимо играющих детей, рассуждает вслух: «Пока куклы на прогулке, надо бы в комнате убраться. Мне всегда помогала Катя. Попрошу ее навести порядок. (Кукла лежит в постели.) Катя, что с тобой? Кажется, у тебя температура. Что делать? Надо померить температуру. Вот градусник. Температура высокая. Надо кукле Кате дать таблетки. Поправляйся. Оля, помоги мне, согрей молока и дай Кате. Положи туда меду. А что еще можно дать? Горячий чай с малиновым вареньем. (Воспитатель трогает лоб у куклы) Вот и температура спала. Ты, Катя, поправляйся, к тебе сейчас дети придут, принесут тебе гостинцев. (Обращается к детям) Вы к Кате? Что вы ей принесли? Ей можно кушать все, но холодное нельзя. Это яблоки. А что еще? Персики. Катя сказала «Спасибо». Ей уже лучше. Теперь она будет спать ».
Наводим чистоту в комнате.
Воспитатель говорит детям: «Катя наконец то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси нам воды. Катя у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Катя подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Хорошая у нас хозяйка Катя. И вы, ребята, молодцы – старались. Теперь отдыхайте, труженики».