Цикл родительских собраний с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей направленных на формирование культуры трудолюбия у детей 3-4 лет
Цикл родительских собраний с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей направленных на формирование культуры трудолюбия у детей 3-4 лет
В основе предлагаемых материалов лежит идея использования собраний в нетрадиционных формах взаимодействия с семьей направленных на формирование культуры трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста. В подобранных собраниях для воспитанников ДОО появляется уникальная возможность добывать знания самостоятельно
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цикл родительских собраний с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей направленных на формирование культуры трудолюбия у детей 3-4 лет»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Камышловский педагогический колледж»
Цикл родительских собраний с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей направленных на формирование культуры трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста
44.02.01 Дошкольное образование
Камышлов, 2017
Сборник цикла родительских собраний с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей направленных на формирование культуры трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста / сост. Ю.С. Чудова Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
Рецензент: Марьина Екатерина Владимировна
В основе предлагаемых материалов лежит идея использования собраний в нетрадиционных формах взаимодействия с семьей направленных на формирование культуры трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста. В подобранных собраниях для воспитанников ДОО появляется уникальная возможность добывать знания самостоятельно; а также предоставляется право выбора родителям дошкольников ДОО. Данный сборник собраний предназначен для воспитателей дошкольной образовательной организации, при организации родительских собраний в нетрадиционных формах взаимодействия с семьей направленных на формирование культуры трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста, для студентов педагогических специальностей при подготовке и проведении родительских собраний.
«Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» 7
«Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье» 9
«Самообслуживание в жизни ребенка младшего дошкольного возраста» 14
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» 18
«Семейные традиции» 22
Список литературы 28
Приложения 29
Пояснительная записка
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду, как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путём включения ребёнка в активную трудовую деятельность. [3 ]
Цель цикла: формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о трудовых навыков, культурно – гигиенических навыках и самообслуживания.
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в ДОУ. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений социально-коммуникативного развития – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Как же воспитать у детей это позитивное отношение к труду? Как сделать так, чтобы дети с удовольствием одевались, собирали игрушки, ухаживали за растениями? Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение придаём этому мы, педагоги и родители. Можно помочь ребёнку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно отбить желание, если использовать неинтересные для детей приёмы мотивации. Трудовую деятельность дошкольников необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был её составной частью. Именно так ребёнок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Анализ опыта трудового воспитания выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных трудовых дел и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Труд является эпизодическим, каждодневным и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, учителей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
«Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и полностью самостоятельную личность, понимающую, что труд жизненно необходимое средство существования и нравственная потребность человека.
Цель: ознакомление родителей с трудовым воспитанием, через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Основные задачи трудового воспитания детей.
- Ознакомление с трудом взрослых.
- Воспитание уважения к труду.
- Воспитание интереса к труду.
- Обучение простейшим трудовым навыкам и умениям.
- Воспитание самостоятельности и трудолюбия.
- Обучение труду в коллективе и на благо коллектива.
Форма проведения: консультация
Участники: воспитатель и родители
С какого возраста начинать трудовое воспитание?
С раннего возраста, у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приема пищи и с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамейках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе со взрослыми поливают цветы, кормят пернатых любимцев на участке детского сада.
Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу.
Хозяйственный – бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.
Уход за животными и растениями родители должны выполнять в присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание помогать ему. Важно формировать у детей желание помогать, заботится о животных и растительном мире.
Как правильно построить трудовое воспитание?
Правильная организация трудового воспитания детей предусматривает соблюдение нескольких несложных правил:
Все в меру.
Это означает, что ребенка нельзя заставлять трудиться насильно и нагружать непосильной для его возраста работой.
Каждой трудности - по разу.
Чтобы процесс трудового воспитания не был монотонным, обыденным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Помимо того, что это сделает процесс приобщения к труду интересным и ярким, это так же позволит выявить индивидуальные способности и склонности ребенка.
Сформируйте конечную цель.
Для успешного освоения любого навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к труду – следует детально обрисовать ему результаты работы.
Разбудить интерес.
Кроме мотивации для освоения трудовых навыков необходимы такие качества, как внимание, упорство настойчивость. Именно этих качеств часто не достает большинству детей. Чтобы справиться с данными возрастными трудностями следует внести в трудовой процесс какой – то « интерес» - «изюминку». Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.
Не наказывайте работой.
Ни в коем случае не следует наказывать детей работой. Труд должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.
Что дает трудовое воспитание?
Дети, получившие правильное трудовое воспитание уважают труд других людей, знают цену трудовых усилий и всегда обратят внимание на человека, нуждающегося в помощи.
Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами общества.
Успехов вам в воспитании ваших детей! (Приложение 1)
«Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье»
Цель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей младшего дошкольного возраста трудолюбия.
Задачи:
• ознакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье
• расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам ознакомления дошкольников с трудом взрослых; вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуаций
Форма проведения: круглый стол
Участники: воспитатель, родители
Предварительная работа: консультация
Ход круглого стола:
1. Вступительное слово воспитателя.
Добрый день уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание. Тема собрания очень актуальна: «Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье».
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.
«Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным». Гельвеций
Очень важно воспитывать у ребёнка трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. И чем раньше этим начали заниматься родители, тем лучше.
Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.
Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают лениться.
Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей.
В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм и лень.
Основная задача семьи в трудовом воспитании ребёнка - так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как же претворить в жизни эту нелегкую задачу?
Как вы думаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять? Послушайте и осмыслите этот перечень поручений.
Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела и т. д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до конца и т. д.). Если какая-либо из этих сторон организована (мотивирована) слабо, то поручение не будет выполнено или не даст нужного воспитательного эффекта.
Перечень поручений:
Прибирать игрушки в своей комнате.
Слаживать в шкаф вещи.
Стирать свои мелкие вещи.
Мыть за собой кружку
Следить за чистотой обуви.
Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
Гулять с собакой, кошкой.
Ухаживать за растениями
Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто)
Накрывать на стол и убирать со стола
Подклеивать книги, коробки для настольных игр
Убирать свою постель
Для дальнейшей работы нам понадобится разделиться на команды.
Я предлагаю вам игру.
Игра «Блиц-опрос»: на подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо взять карточку и каждому члену команды высказать своё мнение.
• Помогает ли вам ребёнок по дому? Если да, то как? (какие поручения выполняет)
• Охотно ли ваш сын или ваша дочь выполняет трудовые поручения? Что вы делаете, когда ребёнок отказывается выполнить ваше поручение (н-р, убрать за собой игрушки?
• Поощряете ли вы ребёнка за выполнение трудовых поручений? Как?
• Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение трудовых поручений? Если да, то каким образом?
Следующее задание: Разбор ситуаций
У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Вам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка.
1.) Мама поручила своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружила, что зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, она решила уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Правильно ли поступила мама?
Ответ: одним этим своим действием был нарушен целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия.
Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде.
И еще одно - постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.
2) В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении «не покладая рук». Почему это произошло?
Ответ: Вы нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.
3) Папа поручил сыну помыть свои ботинки от грязи. Но сын никогда раньше этого не делал, об этом заботилась всегда мама. Ребёнок подумал, зачем мыть ботинки, если они завтра снова испачкаются. Мальчик не стал мыть ботинки (тем более, что папа не поинтересовался, выполнил сын поручение или нет, и побежал играть с новой машинкой)
Вопрос: Как вы думаете, кто в данной ситуации не прав?
4) Мама опаздывает на работу, а её дочь(5 лет) всё утро как - будто нарочно тянет время, не хочет собирать игрушки, долго одевается в садик. Мама ужасно нервничает.
Вопрос: Что делать в данной ситуации?
Во-первых, нужно успокоиться. Накричать, обругать, будет конечно куда легче. Но в данной или похожей ситуации вашими помощниками будут не окрик или угроза, а игра и чувство юмора.
5) Шестилетняя Маша бежит к маме и с радостью ей сообщает: «А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться!» – девочка явно гордиться своим поступком. А мама в это время разговаривала с подругой по телефону и не обратила на девочку внимания. «Одевайся скорей, видишь, я разговариваю»- ответила мама раздраженно.
Вопрос: Как бы вы поступили в данной ситуации?
Ребёнок выполнил поручение, явно постарался. Доброе слово родителей - важная награда. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Но, если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность.
Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.
Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке.
Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем "взорваться" куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" - значить приучать его сдерживать свои желания, т. е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- Приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня дошкольника.
- использовать игровые приемы в процессе приучению трудолюбия (помочь накрыть на стол для гостей, сюжетно - ролевая игра «Семья»)
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.
Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще и т. п.) поручаете вашему ребёнку не то, что он просил, а то, что кажется разумным.
Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип - обязательного учета склонностей и интересов ребенка
Я подготовила для вас небольшие памятки с рекомендациями по воспитанию трудолюбия у детей. Надеюсь, они будут для вас полезными. (Приложение 2)
«Самообслуживание в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»
Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.
Форма проведения: родительское собрание
Участники: воспитатель, родители
Ход собрания
-Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на очередное родительское собрание.
Выступление воспитателя по теме «Самообслуживание в жизни ребенка».
- Мы предлагаем вам сегодня вместе с нами вспомнить, что такое самостоятельность и самообслуживание для детей младшего дошкольного возраста. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.
Достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если мы будем одной командой. И сегодня мы постараемся вам показать значимость этой проблемы, какими умениями и навыками должны овладеть дети младшего дошкольного возраста о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.
Воспитание навыков самообслуживания у детей — длительный процесс, требующий от нас с вами знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно, но еще продолжает осваивать навыки самообслуживания. Ребёнок же 4 лет широко использует уже усвоенные навыки, начинает оценивать свои личностные качества. Он способен ставить перед собой цель и пытаться ее реализовать. У него появляется чувство ответственности за порученное дело, осознание своей значимости. В этом возрасте совершенствуются навыки, ранее полученные детьми. И главное нам с вами этот период развития не просмотреть.
С первых дней пребывания детей в детском саду мы старались понять ваше отношение к трудовому воспитанию малышей. Результаты этой работы нас очень встревожили. Выяснилось, что многие родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером усталость не позволяет и медлительность детей их раздражает. Что же делать?
Встает вопрос: «Помогать или нет ребёнку?». Конечно, стремясь сделать все за ребенка, мы лишаем его самостоятельности, чем причиняем ребенку большой вред. У детей угасает потребность к самостоятельности, у них не возникнет желание самоутвердиться. Подавляя инициативу ребенка может привести к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому постарайтесь быть терпеливыми и ждите, пока ребенок сам выполнит какое-либо действие.
Знайте, содержание труда в этом возрасте расширяется и формируется умение доводить начатое дело до конца. Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании. И как можно больше на конкретных примерах учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные выводы: не завернул рукава, поэтому будешь ходить с мокрыми рукавами и т п.
В этом возрасте увеличивается потребность научить товарищей тому, что ребёнок сам умеет. Это используют для формирования навыков взаимопомощи. Но и здесь важно настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки самообслуживания, а не ожидания помощи от товарища.
Поведение ребят часто не совпадает с имеющимися у них представлениями, и можно частенько заметить, что они трудятся формально. Поэтому в работе с дошкольниками главными остаются интересные для них игровые приемы, занимательный и в тоже время обучающий материал. И не забывайте, пожалуйста, о систематическом контроле, за действиями ребенка, который, в сочетании с положительным примером или напоминанием даст особенно положительный эффект.
- Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки, им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия, например: приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь и.т.д.
- Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Давайте и мы сейчас разберем на примерах.
«Ситуации для анализа» (участники-родители)
Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания, мы нередко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться или не хочет, с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?
1)Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть шапочку самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.
Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации? (показ)
2) Мама торопится домой, но ребёнок хочет ей показать, что он научился сам одеваться, но очень долго это делает.
Вопрос: Ваши действия? (показ)
3) Трехлетний Илюшас усердием надевает колготы. Трудное занятие!Наконец- то после долгих усилий колготы почти надеты, но …наизнанку.Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» Мама строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»
Вопросы: Правильно ли поступила мама?
Бывают ли подобные ситуации у вас?
Как вы выходите из них?
Чтобы вы посоветовали маме?
Иногда детям говорят, что они еще «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему их ребенок не любит трудиться (н-р убирать за собой игрушки)? Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь ввидутот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Поэтому ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.
Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. эти оплошности происходят не преднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции - испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.
В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Слово-эстафета». Я начну, а вы продолжайте:
«Чтобы мой ребенок мог стать самостоятельным, я…»
Вот и подошла к концу наша встреча. Взрослый мир назвал детей цветками жизни. Может отсюда, и возникли «детские сады»? А вот какими мы их вырастим, чем вскормим и напитаем, зависит от нас с вами. И закончить мне хотелось бы такими словами: Вместе мы многое сможем! Спасибо за сотрудничество. (Приложение 3)
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Совершенствовать знания и умения родителей о процессе формирования культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Форма проведения: мастер-класс
Участники: воспитатель, родители
Ход мастер - класс
1. Выступление воспитателя «Формирование КГН – основа здоровья детей»
В настоящее время, когда здоровье выступает главной жизненной ценностью, как считают М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, становление здоровье сберегающей компетентности с самого раннего детства – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Анализ сложившийся ситуации показал, что здоровье детей действительно вызывает беспокойство (обследование детей проводилось сотрудниками Российской медицинской академии под руководством Л. Г. Голубевой). Гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирование у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
По мнению Л. Г. Нисканена самые прочные привычки, как полезные так и вредные, формируются в детстве. Если у ребенка не сформированы навыки по уходу за своим телом в возрасте “тщательности и педантизма” (2-4 года, в дальнейшем восполнить этот пробел нелегко. Поэтому важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Для ребенка, приученного к личной гигиене с младшего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыком начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
• мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
• умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
• принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом – и перед дневным сном;
• мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
• подмываться перед сном и после сна, если проснулся мокрым;
• полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
• пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
• пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
• пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора - двух лет);
• ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
• не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего детства);
• мыть ноги перед сном.
2. Анкетирование родителей «Навыки самообслуживания»
Критерии самообслуживания Самостоятельно с помощью взрослого
Следит за собой (опрятность)
Старается быть аккуратным в быту
Может кушать самостоятельно
Может пользоваться носовым платком
Может раздеваться
Может одеться
Складывает свои вещи
Может убрать за собой игрушки
Моет и вытирает руки
Ходит в туалет
Просит ли помощи если что-то не получается?
3. Выступления родителей о формировании КГН у детей дома.
Родители представляют собственные опыты:
Бухранова Ю. А. – о формировании навыка умывания у ребенка дома,
Февралева Е. Н. – о формировании навыка одевания-раздевания.
4. Игра для активизации родителей «Список прилагательных»
Предлагается каждому родителю назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков.
Родителям задается вопрос: «Каким вы видите ребенка владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т. д.). Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решения каким путем можно этого достичь.
5. Алгоритм умывания и одевания/раздевания детей в фотографиях.
Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.
Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:
• разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка;
• подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
• прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
• положите в ванной коврик (решетку, чтобы ребенок не поскользнулся.
Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.
Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).
Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.
Учим умываться.
• Завернуть рукава одежды ребенка.
• Проверить температуру воды.
• Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки!» и т. п.
• Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
• Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
• Еще раз обмыть водой руки ребенка.
• Закрыть воду.
• Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
• Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
• Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»
6. Игра с родителями «Продолжи предложение»
Каждому родителю предлагается продолжить предложение: Мой ребенок умеет …. (назвать те качества которыми обладает ребенок).
А при выходе родителям раздали лепестки цветка, где они смогли оставить свой отзыв о данном мероприятии, а также вписать свои пожелания.
«Семейные традиции»
Цель:закреплять навыки культуры трудолюбия совместно с родителями у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Присоединение родителей к отечественным традициям по формированию культуры трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста.
2. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Семейные традиции по формированию культуры трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста».
3. Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций.
Форма проведения: досуговое мероприятие
Участники: воспитатель, родители, дети
1. Беседа с присутствующими о семейных традициях.
Добрый день, уважаемые гости и родители! Я рада приветствовать Вас на нашей встречи, посвященной теме «Семейные традиции по формированию культуры трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста». Обратите внимание, что у нас расположено на стене – это ваше первые представления о семье (рассматриваем детские рисунки).
-Как вы понимаете слово семья?
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».
Воспитатель: О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью. И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно. Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец. Родители - во всём мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой сказочной земле!
2.Родительское благословение
Ведущий: И сегодня вы пришли к нам в гости не поодиночке, а целыми семьями. Так пусть же впечатления, которые останутся у вас о сегодняшнем мероприятии, будут яркими, радостными, разноцветными.
Итак, давайте знакомится.
Ведущий:любая семья начинается с семейного альбома. Он хранит память о самых близких дорогих людях. Они могут рассказать о традициях семьи, домашних буднях и праздниках. Вот и мы сейчас просим наших уважаемых родителей открыть свой семейный альбом.
Представление семей «Семейный альбом»
(Каждая команда получила домашнее задание: необходимо представить начало зарождения семьи-родительское благословение).
Ведущий:до начала 20 века в семьях жили вместе несколько поколений (не случайно же и слово такое образовалось: «Семь» и «Я»). Семья включала дедушек и бабушек, маму, папу, детей, внуков и правнуков. Жили дружно всегда друг другу помогали. Одни хозяйством занимались, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, уважали старших, молодых оберегали. Семьи были большими и крепкими. Есть много свидетельств того, что семья на Руси была дружной. Вспомним хотя бы пословицы и поговорки.
Ведущий:
Ну-ка дети подскажите
Разобраться помогите.
Я начну, а вы кончайте
Дружно хором отвечайте.
Разминка:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Мой дом - моя крепость.
Дом вести - не рукавом трясти.
Дом красив не углами, а пирогами.
Хоть дома тесно, а всем есть место.
На что и клад, если в доме лад.
Дитя – что тесто; как замесил, так и взошло.
Деточек воспитать – не курочек пересчитать.
Из одной печи, да неодинаковы калачи.
Птицы в гнезде до осени, а дети в дому до взрослости.
Гни дерево, пока гнётся, учи дитя, пока слушается.
Изба детьми весела.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Мать кормит детей - как земля людей.
Нет лучше дружка, как родная матушка.
Дети не в тягость, а в радость.
Умей дитя родить, умей и воспитать.
Не тот отец и мать кто родил, а тот, кто вскормил, да дору научил.
Каков батюшка, таковы у него и детки
3.Традиция культуры трудолюбие и старание.
Конкурс « Что нам стоит дом построить.» (муз. родительский дом).
Около каждой команды расположен строительный материал (кубики). Все участники по очереди переносят строительный материал. Как только весь строительный материал окажется на «строительной площадке». Вся команда бежит и строит дом.
Если семья нуждалась в новом доме, то строить его помогало все село. (Конкурс проводиться с остальными детьми)
Ведущий:Отстроили дом всей родней, всем селом! Какие семейные традиции будем продолжать?
-Как вы понимаете слово традиция? (ответы родителей)
Обобщение воспитателем ответов родителей.
«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции.
4 .Традиция сохранение семейных реликвий.
Показ и рассказ родителей о семейных реликвиях.
Ведущий: Если вместе сказки вы читаете, все загадки вмиг вы отгадаете.
Конкурс «Хоровод сказок» (с детьми)
Чем подавился петушок? ( бобовое зернышко)
Какие слова говорил Иван – царевич , чтобы войти в избушку Бабы –Яги? ( «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!»)
Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)
Самый круглый сказочный герой. (Колобок)
Очень грамотная знакомая Винни-Пуха. (Сова)
А вот загадка не проста, О трех дружочках сказка та: "Первый - надутый, большой. Вторая - тощая, с широкой душой!
А третий - от носка до пят - Плетеный лапоть, говорят".
Нет ни речки, ни пруда - Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца! Что это за сказка?
Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет, бедняжка!
Ведущий:Сейчас у наших мам проверим, как они поддерживают традицию трудолюбие и старание.
Тили – тили, тили бом есть у нас уютный дом. В нашем доме всё на месте, потому что делаем всё вместе: папа убирает двор, мама варит или шьёт, я же избавлю их от лишних хлопот, пропалываю огород. Посмотрим, как в ваших семьях умеют трудиться. Проверим трудолюбие.
Эстафета « Посадим картошку»
Первый участник выкладывает лунки, второй участник сажает картошку ,потом собирает урожай.
Ведущий:если в семье весело живётся, то и весело поётся!
Конкурс «Музыкальная шкатулка» !
Участникам предлагается прослушать отрывок из известной детской песни, определить название и вспомнить слова. И исполнить песню.
Рекламная пауза
Рекламируем мини – музей «Семейные увлечения»
Ведущий: Внучата традиционно просят, бабушка, испеки оладушков.
Конкурс «Испечём оладушки» (вместе с детьми)
Соревнуются команды, которая за определенный отрезок времени больше нарисует оладушки.
Ведущий: На, что клад, если в семье лад. В семьях где царит взаимопонимание, где заложена традиция уважения, говорят понимают без слов.
Конкурс «Понимаем без слов»
Папа обратился с просьбой, у мамы руки заняты, она обращается к вам с просьбой, показывает ее без слов.
Ведущий: Бабушкам помогли, а сейчас шустрые поварята помогут на кухне мамам.
Конкурс «Шустрый поварёнок»
Нужно за одну минуту приготовить макароны. У каждой команды есть катушка ниток и тарелка с макаронами. Нужно за минуту нанизать макароны на нитку, чья макаронина получится длиннее.
5.Традиция гостеприимства.
Ведущий:Как здорово, дом отстроили, храним и чтим традиции, какие?
Пора и гостей ждать!
Как можно пригласить красиво к столу, мы узнали из былин, сказок, сказаний.
6.Традиция имя наречения.
Конкурс «Самая весёлая семья»
Каждой семье предлагается воздушный шарик, кусочки цветной бумаги, маркеры. Участникам предлагается украсить шарик написать на нем, что обозначает имя ребенка.
Воздушные шарики запускаются в воздух.
Ведущий: вот и закончились все наши конкурсы. Как быстро пролетело время, я надеюсь, вам было интересно и весело. Спасибо всем большое. Приглашаем всех в группу пить чай. (Приложение 5)
Список литературы
Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. – Хабаровск, 2011.
Загик JI.B. Труд ребенка в семье // Воспитание дошкольников в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. М., 2012. - С. 28-31.
Иващенко Г.П. Психология трудового воспитания. Минск, 2011.-34с.
Малунова Г.С. Теория и практика формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2000. - 223 с.
Воспитание детей в современной семье. /Под ред. П. Фролова. – Белгород, 2010.
Диалоги о воспитании /книга для родителей/. – М., 2000.
Точин А. Е. Трудовое воспитание детей в семье. – Минск, 2011.
Буре Р.С. Трудовое воспитание в детских садах. М.: Просвещение, 1971.- 158с.
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 2000.- 144с.
Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т.А. Марковой. -М.: Педагогика, 2011. 191с.
Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2012. - 208с.
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Изд-во АПН, 2012.-319 с.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей в семье
Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно.
Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Важно организовать труд детей родителями таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.
Для успешного осуществления трудового воспитания в семье родители могут руководствоваться следующими рекомендациями:
- Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
- Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
- Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
- Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
- Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
- Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
- Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
- Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
- Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.
Приложение 5
Памятка для родителей
• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
• Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
• Старайтесь использовать игровую ситуацию.
• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя
.
Рекомендации родителям
1. Никогда не доделывайте за ребенком начатое им дело.
2. С двух-трех лет ребенок в состоянии оказывать себе посильные услуги по самообслуживанию.
3. Детям как можно раньше нужно рассказывать о разных профессиях, о профессиях родителей, родных. Желательно ознакомить их с разными машинами, приборами.
4. У ребенка должны быть каждодневные обязанности по дому, хозяйству.
5. Хорошо, когда у ребенка есть свой рабочий уголок, инструменты, которые он сам содержит в порядке.
6. Работу следует организовать так, чтобы ребенок выполнял ее самостоятельно.
7. Наблюдая за родителями, ребенок должен чувствовать, что труд взрослых для них желанный и необходимый.
8. С ранних лет важно учить детей правильным методам работы; такие умения легче прививаются, с возрастом ребенок их усложняет. Труднее переучивать детей.
9. Нельзя наказывать детей за неумение что-либо делать, старайтесь научить, показать на личном примере.
10. При поручении ребенку того или иного дела следует учитывать его возрастные, физические, индивидуальные особенности.
11. Нужно добиваться, чтобы ребенок выполнил работу до конца, и проверить ее качество.
12. Важно, чтобы ребенок работал с вдохновением. От интересной, желанной работы он не устает, не отказывается от других дел.
13. Сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.