развивать композиционные умения (размещение названия, даты и времени представления); координацию в системе «глаз-рука», зрительное внимание, цветовосприятие.
Оборудование: иллюстрации: артисты цирка, «Ветеринар лечит собаку», «Дрессировщик на арене цирка». Схема бюджета, атрибуты к драматизации циркового представления, альбомные листы, цветные фломастеры, простые карандаши, цирковые афиши (демонстрационные и раздаточные мини-афиши на подставках), мяч.
Ход занятия
Игровое упражнение с мячом
(дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребёнку)
- Артист, дрессирующий животных…
- Артист, показывающий фокусы…
- Артист, жонглирующий шарами…
- Артист, смешащий зрителей…
- Артист, летающий под куполом цирка…
- Артист, который ходит по канату…
Подбери три слова-действия:
- Что делает клоун? (смешит, веселит, развлекает)
- Что делает дрессировщик? (дрессирует, выступает…)
- Что делает фокусник? (удивляет, завораживает, показывает фокусы)
- Что делает канатоходец? (ходит по канату, балансирует, делает шпагат)
- Что делает жонглёр? (жонглирует, подбрасывает, ловит)
- Что делает воздушный гимнаст? (летает, делает трюки…)
- Где выступают артисты цирка? (На арене)
- Где раздевается зритель, когда приходит на представление в цирк? (В гардеробе)
- Где сидят зрители во время представления? (В зрительном зале)
- Дети послушайте стихотворение
(Чтение стихотворения Л. Возник «Хочу в цирк»)
Хочу я, в цирк – там чудеса,
Сказка оживает.
Фокусы ребята
Разгадать желают.
Там под куполом вверху
Детям на потеху
Выступают акробаты –
Хочу с ними полетать я.
На арене силачи
У них гири как мячи.
Их поднять желаю.
И с жонглёром по канату
Пройти ловко я мечтаю
- А вы хотите пойти на цирковое представление? (Ответ детей).
- Какую работу выполняет ветеринар? (ответы детей)
(Ветеринар лечит и следит за состоянием здоровья животных. Он делает им прививки, даёт витамины. Составляет карту сбалансированного питания. Лечит травмы, зубы, делает операции…)
- Какими качествами должен обладать ветеринар? (ответы детей)
(Любящий животных, добрый, заботливый, квалифицированный)
- Кто дрессирует животных? (дрессировщик)
Рассматривание иллюстрации «Дрессировщик на арене цирка».
- Что общего в профессии ветеринара и дрессировщика?
(Они работают с животными, заботятся о них, любят их).
- Ребята, а что нужно животным для жизни? Назовите их потребности? (ответы детей)
(Жильё, тепло, вода, еда, воздух, лечение …)
- Мы с вами определили потребности животных. Для того чтобы они были здоровыми и активными необходимо хорошее питание разные продукты питания.
- Где работники цирка берут деньги на продукты?
- Чтобы попасть в цирк, люди покупают билет в кассе цирка за деньги. Собранные деньги от билетов составляют бюджет цирка.
С хема бюджета цирка
- Мы с вами определили, что часть денег от продажи билетов идет на покупку продуктов.
- На что ещё идут деньги от продажи билетов? (На заработную плату работникам цирка: дрессировщик, ветеринар, кассир, директор цирка…)
- Вспомните, какие коммунальные услуги оплачивают ваши родители?
(Газ, свет, вода, отопление, квартира)
В цирке тоже оплачивают коммунальные услуги за аренду помещения, свет, воду, отопление …
- На арену цирка выходят артисты в ярких нарядных костюмах, которые специально шьют для артистов. Жонглёры жонглируют кольцами, медведи катаются на велосипедах… Это ещё одна часть расходов на костюмы и оборудование для выступлений.
Артисты цирка выезжают на гастроли. Для этого им нужен транспорт, помещение, реклама аттракционных номеров.
Вывод: все эти расходы составляют бюджет цирка.
Динамическая пауза «Шапито»
Цирк приехал шапито! (складываем руки домиком над головой)
На арене это кто?
Слон ногами -топ-топ! (топаем)
И ушами-хлоп-хлоп! (руками держимся за ушки, разводим и сводим локти в стороны)
Цирк приехал шапито!
На арене это кто? (складываем руки домиком над головой)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
Мишка ходит косолапый. (ходим вперевалочку)
Цирк приехал шапито!
На арене это кто? (складываем руки домиком над головой)
- Какою должна быть афиша, чтобы привлечь внимание? (Ответы детей)
Афиша – это реклама циркового представления, она помогает собрать большое количество зрителей. От этого зависит величина бюджета цирка.
- Давайте нарисуем афишу циркового представления.
Показ приёмов рисования:
Советую выбрать расположение места (вертикальное или горизонтальное).
Выбираю место для надписи: «Афиша», «Цирк».
Выбираю контурное изображение животных для своей афиши и размещаю их на своей афише.
Беру шаблон тигра, прижимаю его к листу бумаги и аккуратно обвожу шаблон, удерживая карандаш у контура, не отрывая его от бумаги. Раскрашиваю фломастером оранжевого цвета, не выходя за контур. Для придачи узнаваемости и выразительности прорисовываю детали (полоски на спинке, голове, глаза, нос, усы, когти).
- Закройте глазки и представьте, что будет нарисовано на вашей афише
Открыв глаза, дети рассказывают, что они нарисуют на своей афише.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
( движения по тексту)
Вот помощник мои,
Их как хочешь, назови.
Вы скачите пальчики,
Как солнечные зайчики.
Раздвигайтесь и сдвигайтесь,
Шевелитесь, наклоняйтесь,
Чтоб писать и рисовать,
Буквы разные в тетрадь:
ля – ля – ля – ля – ля– ля
– ля– ля – ля– ля – ля //
Самостоятельная работа детей:
(На столах приготовлены листы бумаги, шаблоны животных. Предлагаю детям выбрать необходимый материал, присесть за столы, где на подставочках стоят мини – афиши).
Во время самостоятельной работы осуществляю индивидуальную помощь в размещении и обведении шаблонов животных, прорисовке деталей, написании названий афиш.