В современной образовательной системе России все более утверждается роль искусства в духовно-нравственном развитии личности. Совершенствование содержания образования как одного из главных источников культурного потенциала общества привлекает постоянное внимание педагогических работников всех уровней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческое наследие Д.Б. Кабалевского.»
8
Творческое наследие Д.Б. Кабалевского.
В современной образовательной системе России все более утверждается роль искусства в духовно-нравственном развитии личности. Совершенствование содержания образования как одного из главных источников культурного потенциала общества привлекает постоянное внимание педагогических работников всех уровней.
Состояние музыкального образования и воспитания, так же как и подготовка педагогических кадров в настоящее время нуждаются в разработке проблем повышения профессиональной компетентности учителя на основе осмысления персонального опыта выдающихся музыкантов-педагогов.
Интерес к теоретическим исследованиям, обобщающим такой опыт заметно растет. Современные ученые обращались к изучению педагогической деятельности С.В. Смоленского (Т.Н. Батуринская), Б.В. Асафьева (Т.Е. Вендрова), Б.Л. Яворского (С.Н. Морозова), В.Н. Шацкой (Т.Л. Якубовская), О.А. Апраксиной (О.А. Воробьева), Н.Г. Рубинштейна (Л.Г. Сухова), А.Б. Гольденвейзера (Д.Д. Благой), Г.Г. Нейгауза (Б.Л. Кременштейн) и др. Музыкально-педагогическое наследие, эстетические взгляды и творческая индивидуальность каждого из этих мастеров в настоящее время определяют прогрессивные направления в теории и практике музыкального образования.
В ряду известных отечественных музыкантов-педагогов XX столетия по праву стоит имя композитора, просветителя, ученого Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904–1987), посвятившего большую часть своей творческой жизни делу музыкального образования и воспитания детей и юношества.
Композиторское творчество Д.Б. Кабалевского, его педагогическую и общественную деятельность освещали: Г.К. Абрамовский, Л.А. Баренбойм, В.И. Викторов, Р.В. Глезер, Е.А. Грошева, Л.В. Данилевич, Д.Г. Дараган, С.И. Корев, Л.В. Михеева, П.П. Назаревский, Б.М. Неменский, З.Г. Палюх, Г.А. Пожидаев, Н.И. Рогожина, Н.А. Сладкова, Л.С. Третьякова и др.
Д.Б. Кабалевский окончил Московскую консерваторию по двум специальностям – как композитор и пианист. Он был учеником и последователем Б.В. Асафьева, А.Б. Гольденвейзера, Г.Л. Катуара, Н.Я. Мясковского и являлся свидетелем и участником прогрессивных процессов, происходивших в области профессионального музыкального образования и массового воспитания. Известные ученые и практики прошлого столетия – О.А. Апраксина, Н.Я. Брюсова, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Л. Локшин, М.А. Румер, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий и др. – создавали систему музыкального воспитания детей и подготовки учителей музыки.
Опираясь в педагогической и просветительской работе на опыт и идеи своих предшественников и современников, Д.Б. Кабалевский в начале 70-х гг. предложил принципиально новую художественно-педагогическую концепцию музыкального воспитания. В ней он впервые выдвинул в качестве цели школьного предмета «Музыка» формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры, провозгласил принципыпреподавания музыки как живого образного искусства.
Внедрение в 70–80-х гг. прошлого столетия в практику работы общеобразовательных школ новой программы «Музыка», разработанной на основе концепции Д.Б. Кабалевского, способствовало музыкальному, общему развитию детей, значительному профессиональному росту педагогов-музыкантов. Однако до настоящего времени эта концепция не была предметом специального рассмотрения в контексте повышения квалификации учителей музыки.
Главные направления настоящего исследования сконцентрированы вокруг определения путей повышения профессиональной компетентности учителя музыки в опоре на наиболее значимые компоненты деятельности Д.Б. Кабалевского.
Вклад Д.Б. Кабалевского в становление системы массового музыкального образования и воспитания детей и юношества воплощен, прежде всего, в его композиторской деятельности. Его произведения занимают достойное место в исполнительской и педагогической практике в нашей стране и за рубежом. Д.Б. Кабалевский был известен также как талантливый исполнитель и интерпретаторсобственных сочинений (пианист, дирижер, аккомпаниатор).
Более 40 лет профессор, доктор искусствоведения Д.Б. Кабалевский преподавал в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В классе композиции консерватории и в молодежной секции Союза композиторов у него учились С. Баласанян, М. Дунаевский, Г. Струве, А. Пахмутова, Р. Леденев, Э. Денисов, А. Петров. Р. Щедрин и др.
Различные направления его работы в качестве пропагандиста музыкального искусства сегодня оцениваются как уникальные крупномасштабные проекты – беседы о музыке по Всесоюзному радио и Центральному телевидению; «Вечера ровесников» в Колонном зале Дома Союзов; участие в организации международных и отечественных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей; создание нового методического журнала «Музыка в школе».
Как публицист, Кабалевский является автором более четырехсот статей, посвященных проблемам музыкально-эстетического воспитания, вопросам современного искусства, творчеству выдающихся деятелей культуры.
В центре его научных музыковедческих исследованийбыли композиторское творчество и эстетические взгляды: Б. Асафьева, А. Дворжака, М. Мусоргского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Н. Римского-Корсакова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича и др. Последние пятнадцать лет жизни Д.Б. Кабалевского были ознаменованы созданием книг о музыке и музыкальном воспитании, адресованных детям и их музыкальным руководителям.
С 1973 по 1981 гг. академик Д.Б. Кабалевский работал учителем музыки общеобразовательной школы, создавая новую программу по предмету «Музыка» и осуществляя научное руководство ее апробацией и внедрением.
Общественная деятельность Д.Б. Кабалевского – в Союзе композиторов СССР; в качестве депутата Верховного Совета СССР; в Совете по эстетическому воспитанию АПН СССР, в Международном обществе по музыкальному воспитанию (ISME) – способствовала пропаганде искусства как носителя нравственности.
Анализ музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского позволил выявить многоаспектностьего деятельности и ее педагогическую направленность, что дает основание к применению его опыта в повышении профессиональной компетентности учителей музыки.
Масштабность и глубина музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского рассматривается сквозь призму основных тенденций, имевших место в области массового воспитания и образования в XX веке. Среди них наиболее значимыми для музыкального воспитания являются: теория «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.); социогенетическая теория (В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев и др.); биогенетическая концепция (Б.В. Асафьев, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Б.Л. Яворский и др.); культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Несмотря на различие взглядов, их объединяет признание важной роли искусства в развитии личности.
С 30-х гг. содержание музыкального образования становится «средством коммунистического воспитания», а содержание урока музыки ограничивается лишь пением (программы 1933, 1938, 1948, 1959 гг.), что значительно сузило возможности познания детьми музыкального искусства.
Во второй половине XX столетия направленность методик музыкального воспитания расширяется. Исследованием вопросов развития слуха и голоса, освоения нотной грамоты, процессами восприятия в разные годы занимались известные ученые и педагоги: Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Е.Я. Гембицкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Л. Локшин, Е.М. Малинина, Д.Е. Огороднов, Н.Д. Орлова, Г.С. Ригина, М.А. Румер, В.Н. Шацкая и др. В 60–70-х гг. в России начали активно интерпретировать и адаптировать частные методики зарубежных авторов: Б. Тричкова (Болгария), К. Орфа (Австрия), З. Кодаи и Б. Бартока (Венгрия), Пьера ван Хауве (Голландия), Э. Жак-Далькроза (Швейцария), Л. Бернстайна (США) и др.
В эти же годы заявляет о себе теория развивающего обучения В.В. Давыдова, продолжившая традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным. В начале 70-х гг. в образовании выделилось направление педагогов-новаторов(Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др.). Деятельность Д.Б. Кабалевского созвучна их идеям – идеям «педагогики сотрудничества».
Созданная им музыкально-педагогическая концепция рассматривается в нескольких аспектах. Ее нравственная направленность особенно востребована в современном обществе в ситуации размывания духовных ценностей личности. Универсален подход Кабалевского к построению содержания музыкального образования и воспитания на основе сверхзадачи – связи музыки с жизнью. Автор выделяет значимость для художественной педагогики и преподавания музыки проблемыинтереса, увлеченностиискусством.
В концепции Д.Б. Кабалевского восприятие музыки рассматривается как основа музыкальной деятельности учащихся. Процесс развития эмоционального, активного, осмысленного восприятия музыки ребенком является неотъемлемой частью становления его музыкальной культуры. Значительной педагогической идеей Кабалевского является введение ребенка в мир музыки через знакомство с «тремя китами» – песней, танцем и маршем, которые открывают двери в такие крупные жанры как опера, балет, симфония и др.
Содержание программы построено Кабалевским в опоре на закономерности музыки, на принцип тематизма,который композитор образно определяет как процесс восхождения к вершинам музыкального искусства.
Впервые в истории музыкального образования основу учебных тем программы составили сугубо музыкальные и эстетические категорииискусства: интонационная природа музыки, ее язык и речь, жанры, формы, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия, преобразующая сила музыки и др. В рамках программы впервые раскрыты возможности интеграции искусств. Взаимосвязи между музыкой, литературой, изобразительным искусством, театром, кино рассматриваются в опоре на их жизненную основу.
Заслуживает внимания подход композитора к расширению функций различных видов детского музицированияна уроке. Заявленный в программе девиз «Каждый класс – хор!» убедительно доказывает стремление Кабалевского к упрочению основ хорового исполнительства в общеобразовательной школе. В то же время в учебно-воспитательном процессе главным становится не относительная самостоятельность различных граней музыкальной деятельности, а их внутренняя связь, их единство, когда любая форма общения с музыкой способствует развитию музыкальной культуры школьника.
Д.Б. Кабалевский в своей концепции интерпретировал уже известные методы и приемы обучения, с точки зрения их адекватности природе музыкального искусства: «сходства и различия», «забегания вперед и возвращения к пройденному» (ретроспективы и перспективы), проблемности. Эти методы композитор рассматривал как путь познания ребенком музыки.
Важным аспектом концепции Д.Б. Кабалевского является постановка проблемы совместного творчества учителя и учащихся,успех решения которой зависит от подготовленности к этой работе самого учителя музыки.
Впервые в концепции Д.Б. Кабалевского и его программе были сформулированытребования к профессиональной компетентности учителя музыки: помимо общепедагогической подготовки, квалифицированный учитель должен быть музыкально образованным педагогом – владеть музыкальным инструментом, вокальной и дирижерско-хоровой техникой, знаниями в области истории и теории музыки. И главное – учитель музыки должен любить музыку как живое интонационно-образное искусство, эмоциональноее воспринимать и исполнять. Кабалевский считал важными составляющими мастерства педагога-музыканта слово учителя, способность преподавателя объединять в единое целое все элементы урока, вариативно применять материал программы, избегая жесткой схемы, штампа в преподавании искусства.
Осмысление содержания музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и многолетний опыт ее применения в практике работы образовательных учреждений России позволил нам сформулировать ее основополагающие принципы: универсальность, интегративность. вариативность, диалогичность.Универсальность концепции заключается в том, что закономерности музыкального искусства являются доминирующими свойствами музыкально-педагогической деятельности. Они могут быть использованы в процессе разработки содержания музыкального образования и воспитания, при выявлении эффективности деятельности учителя на уроке музыки, а также в процессе его внеурочной работы, в системе дополнительного образования. Интегративность рассматривается в контексте широких связей музыки с жизнью, взаимодействия с другими видами искусства в содержании музыкального образования, а также как принцип отбора ключевых профессиональных компетенций в деятельности педагога-музыканта. Вариативность трактуется как возможность творческой интерпретации содержания и методов концепции Д.Б. Кабалевского и созданной на ее основе программы «Музыка», а также как принцип разработки инвариантной и вариативной частей программ повышения квалификации педагога-музыканта. Диалогичность концепции заключается в осмыслении ее как системы открытой к совершенствованию, совместному творчеству учителя и учащихся, к применению диалоговых интерактивных форм повышения квалификации, в которых учитель выступает посредником между музыкой и детьми.
Ретроспективный анализ направлений музыкальной педагогики XX века позволил сделать вывод о том, что художественно-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, впитавшая в себя предшествовавший ее созданию позитивный опыт, явилась качественно новым этапом развития науки и практики музыкального образования.
Анализ теоретико-методических работ последователей Д.Б. Кабалевского позволяет констатировать, что в России в 80–90-е гг. XX века сложилась научная школа, в рамках которой разрабатываются новые направления музыкального образования. Выделяя такие черты научной школы Д.Б. Кабалевского как концептуальность, научность, художественность (Л.В. Школяр), необходимо отметить, что каждый ее представитель (Э.Б.Абдуллин, Т.Е.Вендрова, Л.В.Горюнова, Л.П.Дуганова, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, Л.А.Рапацкая, Г.П.Сергеева, В.О.Усачева, Т.В.Челышева, В.А.Школяр и др.) творчески преломляет музыкально-педагогическое наследие композитора – ученого – педагога.
Новые потребности преподавания музыки в школе обусловили в 90-е гг. XX в. возрастание интереса к проблемам вузовской подготовки музыкантов-педагогов. Среди них: теоретические основы подготовки будущих учителей музыки (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Терентьева и др.), воспитательный потенциал музыки (А.А. Пиличяускас), развивающее обучение (Г.М. Цыпин); формирование художественной культуры (Л.А. Рапацкая), историко-теоретические, аксиологические, мировоззренческие аспекты высшеего образования (Е.В. Николаева, Б.М. Целковников, А.И. Щербакова) и др.
В теории и практике преподавания музыки в образовательных учреждениях наибольшее распространение получают вариативные программы и учебно-методические комплекты (учебники нового поколения), разработанные различными авторскими коллективами, в которых в той или иной степени отразились музыкально-педагогические взгляды Д.Б. Кабалевского (руководители проектов – Ю.Б. Алиев, В.В. Алеев, И.В. Кошмина, М.С. Красильникова Л.Л. Куприянова, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр и др.). Столь заметный рост теоретического потенциала музыкально-педагогической науки требует повышения профессиональной компетентности педагогов-музыкантов.
На основании выше сказанного, следует вывод о том, что в 70–80-е гг., благодаря внедрению новой программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, в России сформировалась системаповышения квалификации педагогов-музыкантов, которая позволила успешно решать как организационные задачи (открытие кабинетов музыки, привлечение наиболее грамотных специалистов для работы в ИУУ, формирование лекторского состава, государственное материальное обеспечение урока музыки и др.), так и задачи совершенствования содержания подготовки специалистов.
Проблема профессиональной компетентности учителя музыки освещается в исследованиях ведущих ученых: Э.Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.П. Дугановой, Л.А. Рапацкой, Н.А. Терентьевой, Т.В. Челышевой и др. Компетентность учителя музыки включает в себя целостную систему общепедагогических, психологических, методических и специальных знаний, умений и навыков, личностно-ориентированных способов деятельности. Однако, исследуя процесс становления музыкально-педагогических идей в творческом наследии Д.Б. Кабалевского, мы сочли возможным трактовать приоритетные направления его творчества как модель высоко профессиональной деятельности, которая может быть взята за образец при разработке профессиональной компетентности учителя музыки.
Музыкально-педагогическое наследие Д.Б. Кабалевского как система, открытая к развитию и совершенствованию личности учащегося и учителя. Принципы его концепции – универсальность, интегративность, вариативность, диалогичность – распространяются и на разработку подходов к повышению профессиональной компетентности учителя.
Наиболее актуальными для современного педагога-музыканта являются следующие профессионально-значимые компоненты его деятельности: лекторско-пропагандистский (просветительский); исполнительско-интерпретаторский; исследовательско-методический.
Пигарева И.В. Научно-методическое наследие Д.Б. Кабалевского в деятельности педагога-музыканта на современном этапе музыкального образования: Спецкурс / Пигарева И.В., Сергеева Г.П. Изучение творческого наследия Д.Б. Кабалевского в образовательных учреждениях (к 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского): Методические рекомендации. – М.: Школьная книга, 2004
Пигарева И.В. Биографическая справка. Д.Б. Кабалевский (1904–1987) / Кабалевский (Антология гуманной педагогики) – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. – С. 5–7 (0,13 п.л.).