Для того,чтобы первоклассникам принять систему школьных требований,чтобы быть сосредоточенным, внимательным, организованным на уроках.слушать объяснения учителя и стараться максимально их запомнить.чтобы выполнять домашние задания не « из-под палки», нужно уметь управлять своим поведением. Уровень волевого развития ребенка психологи считают наряду с развитием познавательных интересов важнейшей стороной психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным .Но в общем, у нормально развитых 7-летних детей должно быть умение считать более важным не то, что «хочется», а то . что «НАДО».Это умение воспитывается на протяжении всего дошкольного возраста. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание,если оно желает счастье человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».
Для развития волевых качеств дошкольников оценка взрослых важна потому, что мы оцениваем дела детей. Когда ребята что-нибудь делают ( убирают за собой, рисуют, начинают или учатся читать. писать). взрослые обязательно оценивают их действия. На основании этой оценки у детей складывается представление о том.,что они могут делать хорошо, что им еще не совсем удается. а что совсем не получается. Представления эти становятся тем критерием,по которым школьники начинают судить о своих возможностях ( рисую я хорошо, а спортсмена из меня не выйдет). У детей могут быть одинаковые возможности, но судят они о них по-разному :одни завышают, другие занижают. И то и другое является следствием усилий взрослых; насколько умело они направляли и оценивали деятельность детей. Оценка одних и тех же дел должна быть разной в разном возрасте. Сказать 5-летнему ребенку : « Ты плохо убрал постель или вымыл посуду» - несправедливо, потому что он еще не может сделать это хорошо. Но ребенку после 6 лет так сказать можно. Наша оценка с одной стороны должна быть направлена на то, чтобы ребенок поверил в свои силы, а с другой стороны , она не должна отбить охоту выполнять начатое дело. Когда ребенку постоянно говорят,что он все делает плохо, у него пропадает желание за что-либо браться, он начинает думать, что ни с чем не справится..,занижая тем самым свои способности и возможности. « Все равно не получится , и не буду пробовать»,- думает ребенок, не применяя и даже не пробуя применить минимальное волевое усилие. Аналогичный «нулевой» с точки зрения волевых качеств, результат получается в противоположной ситуации: когда родители хвалят детей вне зависимости от того, как они выполняют что бы то ни было. Дети начинают думать, что им под силу « свернуть горы», а пока нет занятия « по плечу», лучше не тратить время на пустяки. Происходит неоправданное завышение своих возможностей, проверить которые в реальной деятельности ребенок не пытается.
Многие поколения родителей. не обладающие специальными психологическими знаниями, часто добивались успеха , воспитывая волю ребенка. Обычно они настойчиво и постепенно приучали детей к какому-нибудь малопривлекательному занятию(убирать за собой игрушки, ставить разбросанные книги на полку, ежедневно поливать цветы,накрывать на стол.приносить газеты и т.д.). Если порученное ребенку дело он выполняет изо дня в день, складывается привычка, которая часто действует вопреки желанию играть.гулять,рисовать.
Атымтаева Лязиза Асылбековна . Учитель русского языка и литературы .