Участие родителей в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Участие родителей в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Данная разработка пригодится для родителей и воспитателей детских садов. Как доступно и в игровой форме заинтересовать младшего дошкольника понимать элементарные математические представления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Участие родителей в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.»
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Губеева Наиля Гаптулловна,
воспитатель МАДОУ №104 «Бэлэкэч»
Одной из пяти областей в ФГОС является познавательное развитие, которое включает в себя и формирование элементарных математических представлений. Элементарные математические представления необходимы сегодня, они будут необходимы и завтра. Для их развития необходима наглядность, системность и последовательность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, связь теории с практикой обучения и жизнью.
Центральное новообразование дошкольного возраста — формирование наглядно-образного мышления. Наблюдения для детей играют огромную роль. Без них ребёнку трудно будет выражать свои мысли. Наблюдения развивают у детей не только математические способности, но и все психические процессы: память, мышление, воображение, дают заряд положительных эмоций. Родители являются равноправными участниками педагогического процесса. Поэтому родителям постоянно необходимо напоминать о значении наблюдений и объяснять, что ребёнка надо приводить и забирать с учётом того, что каждый день по дороге в детский сад он узнает что-то новенькое. Эти, казалось бы, для нас простые открытия формируют наглядно-образное мышление. На первом этапе для малыша нужно создать условия и пример, затем он сам будет по дороге видеть и объяснять то что увидел. Выйдя за калитку детского сада в первую очередь можно обратить на количество машин. Ребёнок конечно же ответит много. Затем предлагаем ему назвать или показать какого цвета только одна машина. По аналогии проводим «открытия» и с деревьями, и с домами, и с птицами. Родитель может задать следующий вопрос: «Кто ходит по узкой дорожке, а то ездит по широкой дороге?» (По узкой дорожке (тротуару) ходят люди, а по широкой ездят машины). Если ребёнок затрудняется, отвечаем на первую часть сами, на вторую ждём ответа у ребёнка. Для закрепления спрашиваем ребёнка на незнакомой улице.
Одеваясь в детский сад напоминаем ребёнку: «Сегодня ветрено, поэтому я одену длинный шарф, а тебе повяжу короткий. Посмотри откуда я возьму шарф?» Как мы знаем в шкафу есть и верхняя полка, и нижняя, и средняя. Эти понятия дети осваивают довольно просто. В дальнейшем одеваясь, открываем шкаф и, спрашиваем малыша, что ему сегодня необходимо одеть и с какой полки он возьмёт ту или иную одежду.
По многолетним наблюдениям детям очень тяжело даётся понятие «право и лево». Родителям можно посоветовать «поиграть» с ручками. Например, правая рука будет папа, а левая – мама или правая – мальчик, а левая девочка (для этого даже можно поносить браслетики синего и красного цветов).
Любую прогулку или отъезд за пределы своего дома так же необходимо сопровождать наблюдениями. Например, малыш приехал в деревню. Необходимо выделить ему время и отправиться на экскурсию с фотоаппаратом и детским биноклем; предложить сравнить заборы по высоте, ширине и цвету; дома большие или маленькие. Посчитать лапки, ушки, хвост домашних животных (по возможности сфотографировать). Обратить внимание на птиц и деревья. В деревнях много сорок, она длиннохвостая (ребёнок видит и запоминает). Взяв бинокль, спросить у малыша, что он видит самое высокое, низкое, большое или маленькое. Это пригодиться для дальнейшего повторения, так как через небольшой промежуток времени ребёнку надо показать эти снимки, тем самым закрепить увиденное, а ещё лучше сделать совместный лэпбук на одну из тем, ведь фото можно распечатать. Создание того же самого лэпбука превращается в развитие элементарных математических представлений. Например, ещё не приклеенные кармашки размещаем справа или слева, вверху или внизу, или в середине.
Родители детей водят и в зоопарк или на выставку. Это своего рода увлекательное путешествие для детей. Напоминаем родителям уделить внимание наблюдению. Например, сравнить змею и удава. Придя домой, можно включить мультфильм «38 попугаев». После этого понятие «длинный» и «короткий» отложится в памяти ребёнка.
Дома процесс продолжается. Например, мама говорит ребёнку: «Собери большие игрушки в большую, а маленькие в маленькую коробку». Когда ребёнок правильно научится собирать, предлагаем следующий вариант. Мама с ребёнком проговаривает: «Я иду, иду и Мишутку беру». Малыш берёт мишку сравнивает и убирает в нужную коробку. Таким нехитрым путём убираем игрушки. А что делать, если одна машинка большая, а другая маленькая? Ребёнок решает проблемную ситуацию. Конечно же надо взять обе машинки и положить одну в большую, а другую в маленькую коробку. Коробку можно убрать под стол, в шкаф, на стол или около кровати.
Обычно в младшем дошкольном возрасте ни один ребёнок не обходится без салфетки или носового платка. Игры с салфеткой или носовым платком можно организовать и дома. Дома под рукой у родителей нет квадрата Воскобовича, поэтому предлагаем из платочка сделать маленький квадрат, треугольник большой и треугольник маленький, в средней группе прямоугольник, домик (отогнуть сверху два угла). Для детей 4 – 5 лет задаём вопрос: «Как из квадрата получить круг, из прямоугольника овал?» Эти простые манипуляции в дальнейшем пригодятся для оригами.
Наша квартира наполнена множеством геометрических фигур. Вот и здесь полёт фантазии. Предложите ребёнку назвать какой формы розетка, окно, шкаф, дверь, стулья и многое другое. Спросите у ребёнка: «У кого вход в домик круглый?» Если ребёнок не ответил, то во время прогулки находим скворечник и рассматриваем его. В средней группе спросим почему круглый? А в старшей группе спросим у ребёнка почему у птиц круглый вход в жилище, а у людей квадратный?
Так как дети допускают ошибки в определении части суток, предложить и родителям поучаствовать в педпроцессе, объявив мини-конкурс на самую оригинальную идею разрешения данной проблемы. Самое запоминающееся для детей день и ночь, так как они играют в игру «День и Ночь» и наблюдают днём солнце, а ночью луну.
Преимущества наблюдений очевидны. Они могут возникнуть спонтанно, они не требуют специальной подготовки, изучения литературы, не требуют материальных затрат, за исключением того, если родители решат зарисовать или сделать увиденное в виде лэпбука. Дети с интересом и лёгкостью усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. На каждодневных наглядных «занятиях» у ребёнка формируются универсальные учебные действия. Проводя мониторинг детей, которые проводят наблюдения с родителями, можно сделать вывод о пользе таких наблюдений. Таким образом, только систематические наблюдения детей с родителями и педагогами позволяют добиться больших результатов.