Просмотр содержимого документа
««Учим ребенка быть внимательным»»
«Учим ребенка быть внимательным»
(игры на развитие внимания у детей 5-7 лет»
Очень часто, беседуя с родителями, можно услышать такую фразу: «Мой ребенок такой не внимательный».
Что же такое внимание?
Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Внимание, есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».
Как же помочь ребенку стать более внимательным. Конечно, любой специалист, работающий с дошкольниками, скажет, что лучше всего это сделать в игре.
Через игру ребенок будет развивать такие свойства внимания, как:
концентрация (интенсивность сосредоточения сознания на объект);
устойчивость (длительность сохранения на одном и том же объекте);
переключаемость (скорость осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой);
распределение (способность выполнять несколько видов деятельности одновременно);
объем (количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в доли секунды).
Игр на развитие внимание очень много. Предлагаем Вам игры, способствующие не только развитию всех свойств внимания, но и подвижности Ваших детей.
Приятных Вам совместных игр!
Игра «Ягоды, фрукты, овощи»
Цель: развитие объема внимания, концентрации.
Оборудование: красный мяч, зеленый мяч и желтый мяч.
Ход игры: объясните ребенку, что каждый цвет соответствует названию ягод, фруктов, овощей. Например, красный цвет – ягоды, зеленый – овощи, желтый – фрукты. Взрослый произносит одно из слов, например «малина». Ребенок должен поднять над головой красный мяч и т.д.
Игра «Топ - хлоп»
Цель: развитие произвольного внимания, крупной моторики.
Ход игры: взрослый произносит фразы-понятия – правильные и неправильные. Если выражение верное – ребенок прыгает на двух ногах, а если не правильное – топает ногами (например «Летом всегда идет снег» - топает. «Ласточка – перелетная птица» - рыгает на двух ногах и т.д.)
Игра «Что изменилось?» Цель: развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти. Ход игры: небольшие игрушки (мяч, кукла, машинка, кубик и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают перед ребенком на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов. Затем ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Игра «Три пункта» Цель: развитие объема внимания, крупной моторики.
Ход игры: Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например: 1. Самое простое задание: - Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза; - Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель; - Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева. Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант. 2. Усложненное задание: - Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет; - Пункт второй. Назови водоплавающую птицу; - Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на звук «С». Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5.
Игра «Говори!»
Цель: развитие концентрации внимания.
Ход игры: взрослый говорит: «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давай потренируемся: «Какое сейчас время года?» (делаете паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас потолок?» ... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс один?» и т. д.» Можно изменить сигнал: например, отвечать после хлопка, притопа и т.д. Паузы между вопросом и ответом постепенно увеличивайте или чередуйте их продолжительность.
Игра «Корректор» Цель: развитие устойчивости внимания.
Ход игры: взрослый дает ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагает, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, О). Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву О, а букву П – обведи в кружок». Через несколько дней дайте ребенку его же работу – пусть ее проверит сам и найдет пропуски и ошибки (поиграет в учителя).
В результате систематического выполнения предложенных игр у ребенка будет закрепляться навык концентрации на объекте и на задании, повысится устойчивость внимания, разовьется способность переключать и распределять внимание. Только формируя эти навыки, можно успешно продвигаться по пути овладения знаниями.
Как заниматься с детьми играми на внимание:
занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг;
возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны;
давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей;
играйте с ребенком несколько раз в неделю по 20—25 минут;
чередуйте статичные игры с подвижными.
Приятных Вам совместных игр!
Список используемой литературы:
1. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. М: ЗАО, 2010 г.;
2. Земцова О.Л. Развитие внимания. М.: Махаон, 2008 г.;
3. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В. Черемошкина.- 1997.