Умственное развитие ребенка – одно из главных направлений общего психического развития. От того насколько оно развито, зависит его готовность к школе, да и вообще к жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Умственное развитие ребенка"»
Умственное развитие ребенка.
Умственное развитие ребенка – одно из главных направлений общего психического развития. От того насколько оно развито, зависит его готовность к школе, да и вообще к жизни. Говоря об умственном развитии ребенка нужно понимать, что это комплексный процесс, включающий и овладение речью, и накопление знаний, и формирование познавательных процессов. Основа любого развития – способности. Умственные способности – предполагают наличие тех психологических качеств, которые отвечают за усвоение новых знаний и умений и возможность их использования для решения конкретных задач. Когда ребенок идет в школу, существенное значение имеет не количество знаний, которыми он овладел, а его готовность к получению новых. Первоклассник должен уметь рассуждать, обобщать, делать выводы, фантазировать. Для развития человека наиболее благоприятным является именно раннее и дошкольное детство. Ребенок овладевает умениями, навыками, которые позволяют решать разнообразные задачи. Этому в наибольшей степени способствуют детские виды деятельности – игра, изобразительное искусство, конструирование и другие. Но, несомненно, ведущая роль принадлежит игре. Через нее формируется личность ребенка, его морально-волевые качества, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Через игру формируется произвольное поведение – соблюдать правила, сдерживать свои эмоции, учиться управлять собой, уважать мнение другого. Все это пригодиться ребенку в дальнейшем, когда придёт в школу. Не нужно воспринимать игру как пустое занятие, это единственное мощное средство во взаимодействии с ребенком для достижения конкретных целей. Зачастую дети, в детстве которых было мало игровой деятельности, тяжелее адаптируются в детском коллективе, а позже и во взрослом. Игра сближает, убирает барьеры во взаимодействии, дети раскрепощаются.
Но воспитывая через игру, нужно придерживаться следующих правил:
-уважать свободу и достоинство ребенка;
-обеспечивать психологический климат в группе;
-создать условия для индивидуального развития каждого ребенка;
-учитывать психологические особенности детей.
Главное, на что следует обратить внимание при умственном воспитании дошкольников:
-развитие познавательных процессов (речь, воображение, память, ощущение);
-развитие любознательности;
-формировать представления о простейших явлениях окружающей жизни.
При развитии ребенка большое внимание следует уделять умению замещать. Это на первый взгляд, ребенок, сидящий на стуле и имитирующий звук мотора машины, кажется «маленьким и глупеньким». Но взрослый , изображающий на листе бумаги схему проезда, воспринимается нами адекватно? Замещение – это использование условных заместителей реальных предметов. И поэтому дети должны «варить кашу из песка» и «измерять температуру палочкой». Дети, владеющие внешними формами замещения, вскоре и в уме смогут представлять себе то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Среда, в которой воспитывается ребенок, должна выступать как стимулятор для становления личности дошкольника. Помогать выстраивать такую систему отношений, в которой его умственная деятельность развивалась наиболее эффективно.
Таким образом, основу умственного воспитания ребенка составляет познавательная деятельность, т.е. такая, в ходе которой дошкольник учится познавать окружающий мир.