Просмотр содержимого документа
«Универсальное методическое пособие для развития познавательной активности посредством дидактических игр на занимательном пособии «Полянка знаний»»
Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования
«Методическая разработка - 2016»
Универсальное методическое пособие для развития познавательной активности посредством дидактических игр на занимательном пособии «Полянка знаний»
Автор: Зязева Елена Павловна,
воспитатель МБДОУ № 102
Миасский городской округ
2016г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1……………………………………………………………………….3
Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности младших дошкольников………………………………..3
Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе с использованием пособия «Полянка знаний» в форме кольцеброса ……………………………………..5
Глава 2 ………………………………………………………………………6
Игровое дидактическое пособие «Полянка знаний» и его использование в работе с младшими дошкольниками.…………………..6
Заключение…………………………………………………………………..7
Литература……………………………………………………………...……8
Приложение……………………………………………………………….....9
Введение
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Глава 1
1.1.Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности младших дошкольников
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи.
В дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались многие педагоги
• Усова А. П. и Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в дидактических играх. — В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965;
• Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М, 1982;
• Удальцова Е. И. Дидактические игры. М., 1963;
• Хачапуридзе Б.И. и Мачабели К. Г. О построении дидактических материалов и игр. - В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
• Богуславская 3.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. — В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы:
• Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду.— В кн.: Умственное воспитание дошкольника М., 1972.
Взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит в себе большие возможности в этом плане.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные игры.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.
Из значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Вывод:
Таким образом, дидактическая игра развивает способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях, повышается познавательная активность детей. И эта задача является актуальной на сегодняшний день.
1.2. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе с использованием пособия «Полянка знаний»в форме кольцеброса.
В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми, крепкими. Не было такого бесчисленного множества врожденных заболеваний, различных патологий, страшных диагнозов.
Анализ заболеваемости детского населения по данным официальной статистики за 2006–2010 гг. свидетельствует о продолжающемся ухудшении здоровья детей. Общая заболеваемость детей от 0 до 7 лет составила в 2010 году 194,4 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения, прирост за последние десять лет достиг 33%.
Известно, что здоровье зависит от образа жизни. А образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является - малоподвижность, почти постоянное пребывание в помещении — детский сад, кружки, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек, вредны для здоровья.
Среди задач общеобразовательных дошкольных учреждений на первый план выходит использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Для того чтобы работа в таком направлении, как здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС, принесла реальную пользу для наших детей, необходимо создавать для них оптимальные условия в детском саду, включать в повседневную жизнь ребенка систему технологий здоровьесбережения, учитывая его индивидуальные особенности. Пусть это будет в игровой форме, чтобы у ребенка с детства формировались полезные привычки и позитивное отношение к охране своего здоровья.
Физические упражнения создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность ребенка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на протекание физических процессов.
Игры и упражнения на основе пособия «Полянка знаний» в форме кольцеброса укрепляют все группы мышц и суставов, особенно мышцы руки и кисти, лучезапястного сустава, развивает мелкую моторику, тренируют собранность, внимательность, развивают глазомер, точность, ловкость, умение рассчитывать расстояние, развитие координации движений. В групповых играх развивают такие умения как: умение ожидать своей очереди, умение учитывать интересы других участников и радоваться не только своим достижениям.
Таким образом, физические упражнения существенно влияют на растущий организм ребенка. Разнообразная активная двигательная деятельность благотворно сказывается на развитии костно-мышечной системы, совершенствовании функций организма детей, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. У детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности.
Глава 2
Игровое дидактическое пособие «Полянка знаний» и его использование в работе с младшими дошкольниками.
Проблема развития у младших дошкольников познавательной активности подтолкнула меня на разработку методического пособия «Полянка знаний».
Пособие разрабатывалось по следующим принципам:
• Наглядность
• Эффективность
• Мобильность
• Оригинальность
• Эстетичность
Пособие простое и легкое в использовании.
«Полянка знаний» представляет собой платформу с отверстиями для палочек. Палочки разного размера, на них – надсечки для карточек. К игре прилагается набор колец, резинок, бусинок и картотека предметных рисунков.
«Полянка знаний» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием. Оно может быть применено на занятиях в различных разделах программы «Детство», а также других базовых программ: экологическом воспитании и краеведении, в речевом и математическом развитии, в совершенствовании мелкой моторики и изобразительных умений.
Основные задачи использования пособия:
1. Развитие познавательной активности детей.
2. Создание условий для выполнения заданий.
3. Активизация умственной деятельности.
4. Развитие сенсорных способностей.
5. Расширение кругозора детей.
6. Развитие мелкой моторики, глазомера, координации движений.
Заключение
Таким образом, в результате использования пособия в течение 2015-2016г у детей повысилась познавательная активность на 12%. Уровень развития мелкой моторики повысился. Дети стали лучше рисовать, лепить, аккуратнее обводить по контуру.
Список использованной литературы:
АлямовскаяВ.Г. Как воспитать здорового ребенка.- М., 2000.
Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. – М.: ЭКСМО, 2012.
Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства /Дошкольное воспитание/. – 2004. - № 1.
Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 1986.
Ливщиц С.А., Нагорная О.В. Анализ состояния здоровья длительно и часто болеющих детей дошкольного возраста на современном этапе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2005.
Развитие движений ребенка-дошкольника / под ред. М.И.Фонарева. – М.: Просвещение, 1975.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр Академия, 2001
Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.
В.Н. Шебеко. – М.: Академия, 1998.
Приложение
Перспективное планирование дидактических игр
с использованием дидактической полянки во 2 младшей группе
Месяц
Тема игры
Цель
Содержание
Сентябрь
Палочки
Расставить палочки по высоте
Низкие палочки расславлять в один ряд, высокие - в другой
Игрушки
Закреплять умение классифицировать
Дети вставляют в прорези на палочках картинки, связанные с игрушками
Счет
Развивать умения соотносить цифры с количеством.
Дети подбирают столько картинок, сколько на схеме кружочков (1-2 предмета)
Освоение детьми умения ориентироваться на плоскости, сравнивать на дальность расположение предметов, работать над пространственными отношениями "справа" и "слева".
Расставлять палочки на коробочке по схеме, по словесному описанию
Дети выкладывают в кармашки знакомые цветы и называют их
Кому что нужно для работы
Закрепление знаний о профессиях
В верхнем ряду выставляются картинки с людьми разных профессий, а в нижних рядах дети подбирают к этой профессии картинки, соответствующие этой профессии
Что изменилось?
Закрепить знания о временах года
Дети вставляют в прорези на палочках картинки, связанные с временами года
Предложить 7 и более палочек, схему расстановки и маленькие кольца, собранные из бусин
Май
Лишний предмет
Учить классификации предметов
Дети выделяют
лишнюю картинку и
объясняют свой
выбор
Счет
Закрепить навыки счета, соотносить цифры с количеством.
Дети подбирают столько картинок, сколько на схеме кружочков
Строители
Освоение детьми умения ориентироваться на плоскости, сравнивать на дальность расположение предметов, работать над пространственными отношениями "справа" и "слева".
Расставлять палочки на коробочке по схеме, по словесному описанию