Просмотр содержимого документа
«Упражнения по развитию тонких движений кистей и пальцев рук.»
Пальчиковые сказки
(упражнения по развитию тонких движений кистей и пальцев рук)
Благотворное воздействие движений кистей и пальцев рук на развитие детей было отмечено давно. В фольклоре разных народов можно встретить игры и потешки для самых маленьких, которые сопровождаются движениями кистей и пальцев рук ( например, «Сорока-Белобока кашу варила…»). Еще в древнем Китае было известно, что упражнения с участием кистей и пальцев рук гармонизируют тело и разум. Русский невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев в своих работах упоминал, что движения руками помогают снять умственную усталость, оказывают тонизирующее влияние на состояние мозга.
Многолетний опыт работы с детьми младшего возраста подсказал такой принцип построения системы упражнений, который опирается на закономерности развития ребенка – примерные этапы развития движений кистей и пальцев рук ребенка в онтогенезе: от простых движений захвата всей ладонью к щепотному и пинцетному захвату и к все более тонко координированным движениям отдельных пальчиков.
Все упражнения можно условно разделить на три блока.
1 блок: упражнения для кистей рук, которые достаточно просты, но учат ребенка правильно воспроизводить позу, переключаться с одной позы на другую, совершать ритмические движения кистями, согласую их со стихотворным ритмом (все упражнения сопровождаются короткими стихотворными строчками), что очень полезно для стимуляции речевого развития. Упражнения этого блока развивают неречевое подражание, необходимое для развития речи, имитируя знакомые детям предметы и действия.
2 блок: сюда включены упражнения для пальчиков (условно-статические). Эти упражнения приучают детей запоминать и вопроизводить более сложные позы, развивая кинестетическое чувство.
3 блок: динамические упражнения для пальчиков, которые развивают более сложную координацию движений.
Таким образом реализуется принцип «от простого к сложному»: от простых и доступных для детей даже младшего возраста упражнений первого блока к постепенно усложняющимся упражнениям второго и третьего блоков.
Разучив и отработав простые упражнения каждого блока, можно постепенно усложнять предлагаемый материал. Например, после упражнений , в которых используются одинаковые симметричные движения кистями и пальцами, можно использовать похожие упражнения, но с одновременными однотипными движениями. Для осуществления таких упражнений требуется более высокий уровень регуляции и распределения внимания. Также можно объединять простые упражнения в серии из 2-3 движений. Это вырабатывает способность к запоминанию различных последовательностей из нескольких движений и развивает способность к переключению с одной позы на другую.
Целесообразно предлагать ребенку упражнения каждого блока, объединенные общим сюжетом, что повышает интерес к их выполнению. Такая подача материала также способствует развитию связной речи, т.к. по мере запоминания дети могут вместе с педагогом посильно участвовать в изложении сюжета, добавляя слова и словосочетания, а затем и полностью рассказывать историю, «показывая» ее руками.
Все упражнения можно накапливать в удобной форме, на отдельных листах, где с одной стороны находится рисунок – символ упражнения, а с другой – текст, описание упражнения, стихотворение и схемы. Текст историй для «пальчиковых сказок» педагоги будут сочинять сами, «рассказывать руками». Детей старшего дошкольного возраста можно привлекать к самостоятельному придумыванию разных историй с опорой на образцы взрослого.
Истории, «рассказанные» руками , создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать речь, повышают речевую активность детей. Упражнения для кистей и пальцев рук развивают у детей внимание (устойчивость, переключаемость, распределение), зрительную, слуховую и кинестетическую память, зрительно-пространственное восприятие, воображение и фантазию.