У каждого народа свои культурные традиции и мы не должны забывать о своем прошлом. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Поэтому нужны ориентиры для воспитания детей, ориентиры, которые помогут детям полюбить свой край, таким, какой он есть, сделать его краше и лучше. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Суть проекта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, к истории, культуре своего края. Эту сложную, но актуальную и интересную тему нам поможет решить наш проект, который основан на системно – деятельном подходе и предполагает активное участие родителей воспитанников, опору на инициативу и творчество детей, педагогов и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Урал - мой край родной"»
Городской округ Ревда.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 28 корпус 2
Проект: «Мой край родной»
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал...
Разработчики:
Хорькова С.В.
Набокова Л.Н
Ландина О.А
Аннотация к проекту
У каждого народа свои культурные традиции и мы не должны забывать о своем прошлом. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Поэтому нужны ориентиры для воспитания детей, ориентиры, которые помогут детям полюбить свой край, таким, какой он есть, сделать его краше и лучше. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Суть проекта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, к истории, культуре своего края. Эту сложную, но актуальную и интересную тему нам поможет решить наш проект, который основан на системно – деятельном подходе и предполагает активное участие родителей воспитанников, опору на инициативу и творчество детей, педагогов и родителей.
Актуальность проблемы
Нормативно-правовой документ ФГОС дошкольного образования выделяет в структуре ООПДО часть, формируемую участниками образовательного процесса, отражающую специфику национально культурных, демографических, климатических условий. В связи с этим педагог должен создать комплекс условий, позволяющих воспитать у детей чувство любви к родному краю, преданность, ответственность и гордость за него, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Это чувство начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает, важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть проекта «Мой край родной» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса, уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории родного края.
Задачи проекта:
I. Образовательные задачи:
Формировать у детей представления о родном крае: история, символика, достопримечательности.
Расширить знания детей о флоре и фауне родного края
Познакомить с культурой и традициями Урала.
Формировать представления детей об экологических проблемах города.
II. Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное, ответственное, доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
Пробудить в детях чувство любви к своему, краю, уважение к его традициям и обычаям.
III. Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к родному краю.
Развивать умение осуществлять простейшие виды природоохранной деятельности.
Развивать умение использовать разные средства для получения информации.
Развивать творческие способности детей.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Сформированность общих представлений о родном крае, его истории, и легендах.
Сформированность мотивации детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Развитые социально - значимые качеств личности (умение общаться, взаимодействовать, нести ответственность за результаты своей деятельности)
Задачи для родителей: Принять участие в разработке, планировании, в подготовке и реализации мероприятий проекта.
Результат: Доброжелательные взаимоотношения сотрудничества родителей, педагогов, детей при реализации проекта, удовлетворенность результатами детей.
Задачи для педагога:
Организовать коллектив родителей для участия в проекте (продумать активные формы сотрудничества, мотивацию).
Определить необходимый и достаточный объем содержания.
Участники проекта:Дети, воспитатели, родители, сотрудники детского сада.
Сроки реализации проекта: январь-апрель
Этапы реализации проекта:
Содержание деятельности
Сроки
1 этап - подготовительный
Цель: Создание условий для реализации проекта
1 .Рассматривание иллюстраций:
Горы Урала
Природа Урала
Фауна Урала
Флора Урала
2.Беседы:
«Моя Родина - Урал!».
«Возникновение Урала. Его история».
«Очём рассказали старые фотографии»
Легенды Урала
3.Дидактические игры: (дидактические игры по краеведению)
«Узнай, где я нахожусь?»
«Собери картинку»
«Бабушкин сундучок»
«Я- фотограф»
«Вот моя улица, вот мой дом родной»
4. Чтение Произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем.
5. Просмотр видеоматериалов, фильмов о Родном крае
январь
II этап - внедренческий
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта
Составление и рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Урала, природа Урала, уникальные природные памятники, места родного края, которые дети посещали летом с родителями)
Знакомство с природными памятниками Урала (Гора «Шунут», гора «Старик-камень», святой источник «Платонида» и другими.)
Знакомство с местными легендами, которые существуют с давних времен и повествуют об истории и уникальности, некоторых природных объектов Урала)
Беседы с детьми и виртуальные экскурсии (презентации) по заповедникам Урала, на территории которых так же содержится огромное количество уникальных природных объектов, интересных растений и редких животных.
Разучивание стихов, песен об Урале, знакомство с фольклором Урала, проведение занятий – игр совместно с родителями и членами семей «Знакомство с играми бабушек и дедушек Урала» (при содействии музыкального руководителя)
Разучивание подвижных игр народов Урала, игр по произведениям уральских писателей (при содействии инструктора по физической культуре)
Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов.
Проведение родительского собрания, презентация результатов проведенной работы (фотовыставка, мультимедийная презентация)
Игра – викторина: «Что мы знаем об Урале»
3.Выступление детей перед родителями из параллельной группы с сообщением «Природные памятники Урала»
4. Музыкально - театральная постановка по мотивам Уральских сказов П.П. Бажова.
5. Выступление детей с литературно- музыкальной композицией «Я – гражданин»
6. Участие в городской конференции «Мудрый совенок»
Апрель-май
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «Мой край родной?»
Социально –коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Использование разных источников при поиске ответа на вопрос (работа с энциклопедиями; поход с родителями в библиотеку; использование интернета).
Беседа-обсуждение исследовательского вопроса проекта: «Почему Урал называют седовласым». Привлечение родителей к помощи детям в поиске источника ответа на вопрос. Оценка детьми ответов других детей игра «Где найти ответ?»
Рассматривание иллюстраций с изображением природы Урала. Наблюдение за природой на участке. Беседа- обсуждение
исследовательского вопроса проекта. Рассматривание детских энциклопедий об Урале. Составление творческого рассказа. Знакомство с природными памятниками Урала (Гора «Шунут», гора «Старик- камень», святой источник «Платонида» и другими.)
Чтение, рассматривание детских энциклопедий об Урале. Поиск информации о достопримечательностях Урала в книгах
Беседы о правилах поведения в природе, о сохранении памятников архитектуры.
Дидактические игры: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Я фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Обогащение активного словаря дошкольников, развитие связной грамматически и фонетически правильной речи, развитие речевого творчества.
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, представлений о видах искусства, сопереживания персонажам художественных произведений, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Список литературы:
Архипова Н.П., Ястребов Е.В.Как были открыты Уральские горы. - Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1990. - 224 с.: ил.+вкл 32 л.
Воронкевч О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст) - СПб.: - «Детство - Пресс», 2010 - 496 с., ил. - Прил: 1 электрон, опт. диск (Библиотека программы «Детство»),
Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников./ Под. ред. J1.M. Маневцовой: СПб: Детство - ПРЕСС, 2003 - 112 стр.
Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.: ил.
Е. Масленников, П. Истомин «Маршруты Среднего Урала» Физкультура и спорт", Москва, 1971 г.
Слукин В.М. "Тайны Уральских подземелий" Свердловск; Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988 г. - 272 с.
Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. - 160 с.
Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей. - М.: Прометей. Книголюб, 2003 - 104 с. (Развивающие сказки для детей.)