Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ
Доклад на тему:
«Условия организации успешного обучения
и воспитания детей с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ»
№273-ФЗ, ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Рябинка»
Доклад на тему:
«Условия организации успешного обучения
и воспитания детей с ОВЗ»
Подготовила: Яковлева Светлана Александровна
г. Тихвин
2019
Анализ создание специальных образовательных условий
для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении
в условиях введения ФГОС ДО
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ»
№273-ФЗ, ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В целях реализации данного права в ДОУ созданы ряд условий, в том числе:
- для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;
- для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
МДОУ «Детский сад Рябинка» функционирует 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.
С детьми ОВЗ, посещающих дошкольное образовательное учреждение выстроен алгоритм действий
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
Составление сетки занятий и перспективного плана для детей, обучающихся по адаптированной программе;
Создание развивающей среды для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ;
Реализация индивидуальной программы или маршрута на основе заключения городского психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) или Психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ;
Проведение промежуточной диагностики и анализ результатов;
Консультирование родителей.
Задачи детского сада в сопровождении детей с ОВЗ,:
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей);
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; - оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе, которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.
Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка
охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная
расторможенность, низкая работоспособность, что потребовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Также в работе используются методы и приёмы, направленные на
формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности,
побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:
Учитель-логопед и воспитатель.
Формы взаимодействия:
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики; по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий; по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений); по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий; по проведению работы над развитием связной речи, контроль над правильным звукопроизношением; беседа об особенностях работы с леворукими детьми; индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей. Взаимодействие в работе учителя-логопеда, медработника, воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий;
Учитель-логопед и педагог-психолог.
Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятия эмоционального напряжения.
Формы взаимодействия:
Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями. Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников. Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом. Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности. Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.
Учитель-логопед и музыкальный руководитель.
На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Формы взаимодействия.
Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях. Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей. Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях. Участие в организации и проведении театрализованных представлений.
Учитель-логопед и инструктор по физической культуре.
Формы взаимодействия.
Перспективное планирование коррекционной работы; педагогическая диагностика; взаимодействие на ПМПК; посещение физкультурных занятий; помощь в создании картотек игр и упражнений для формирования общей, мелкой моторики, дыхания; планирование и проведение комплексных занятии, спортивных праздников, досугов, развлечений.
Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо серьёзное взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Качественное предоставление образовательной услуги и создание
оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия
родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель - член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.
Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей.
Педагогами учреждения используются следующие формы работы с родителями воспитанников:
1. С целью повышения уровня педагогических знаний родителей реализуется социальный проект «Будем знакомы!»
2. Разработан проект «Дружно живут на планете самые разные дети!»
3. Разрабатываются и реализуются совместные взросло-детские тематические проекты, акции, практикумы.
4. На сайте ДОУ создан блок «Рекомендации специалистов», где
родители могут познакомиться с инновационной работой ДОУ и отдельных педагогов.
5. Весь год работает Семейный клуб « Я и мой ребёнок».
6. Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.
7. Используется интерактивная форма общения через личные сайты педагогов, созданные группы в социальных сетях.
8. Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и педагогов.
На базе ДОУ работают консультационные пункты по оказанию методической, консультативной, психологической помощи семьям, такая форма работы дает возможность родителям получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий, формируется педагогическая культура родителей.
В ходе плодотворной совместной работы в течение всего учебного года
дети с ОВЗ, родители и педагоги приняли участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках, проектах, других состязаниях различного уровня.
Вывод: Заключением работы педагогов с семьёй является обобщение опыта, подведение итогов работы. Самое главное, родители видят своих детей успешными и радуются этому вместе с нами.
Вывод по работе с детьми ОВЗ, результат
Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с
ОВЗ, но у нас уже есть свои маленькие победы: (т.е. это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):
- наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;
- принятие детским коллективом и родителями нормально развивающих сверстников детей с особенностями развития;
- привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.