Успешная практика реализации досуговых и познавательных форм взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
Успешная практика реализации досуговых и познавательных форм взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
Для воспитателей ДОУ актуальным стал вопрос поиска такой формы взаимодействия с семьям воспитанников, которая позволила бы учесть потребности родителей и способствовала бы развитию их активности в контактах с ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Успешная практика реализации досуговых и познавательных форм взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ»
Успешная практика реализации досуговых и познавательных форм взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
(МДОУ «Детский сад № 65» города Ярославля).
Для нашего ДОУ актуальным стал вопрос поиска такой формы работы, которая позволила бы учесть потребности родителей и способствовала бы развитию их активности в контактах с педагогами. Данный опыт работы и накопленный практический материал помогают воспитателям установить доверительные контакты с семьями воспитанников, цель которых сделать детский сад и семью открытыми друг для друга, помочь преемственному гармоничному развитию, раскрытию способностей наших детей.
Родители воспитанников ДОУ – это не сторонние наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Интерактивные формы работы – это взаимодействие, диалог, который позволяет вовлечь родителей в сотрудничество, а в дальнейшем сформировать «культуру родительства». Безусловно, чтобы определить, какие формы работы возможны и необходимы в детском саду, нам пришлось, в первую очередь, изучить проблемы, которые волнуют родителей. С помощью анкетирования мы установили следующие «проблемные поля»: отношение к ребенку в ДОУ; вопросы безопасности, организация жизни детей (режим дня, питание); материально-техническая база детского сада; особенности ООП ДОУ, традиции, профессионализм педагогов; развивающая среда в группах.
Современное ДОУ должно быть открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения, выстраивая свою деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей и общества в целом. Мы проанализировали то, что уже наработано нами за последние 5 лет в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников и считаем, что получили хороший результат! Ежегодно проводится опрос родителей с целью оценки деятельности дошкольного учреждения. По результатам опроса большинство родителей нашей группы считают, что детский сад пользуется авторитетом и хорошей славой в районе. Дети ходят в детский сад с удовольствием, они получают интересные знания и навыки культурного общения, и работой педагогов в группе родители, в целом, довольны. Они отметили, что осведомлены о работе детского сада через наглядную информацию, сайт ДОУ, индивидуальные консультации с воспитателями и родительские собрания.
Таким образом, потребности семей наших воспитанников являются частью заказа, который рассматривается нами с учетом трех составляющих:
Компетентности,, которые должны быть сформированы у человека в системе образования, обеспечивающие ему успешность в современном мире.
Требования к особым условиям в системе образования, в целом, и в каждом конкретном ДОУ, в котором эти компетентности будут формироваться.
Требования (ожидания) семей, которые являются непосредственными потребителями образовательных услуг.
Следовательно, современному ДОУ необходимы системные изменения, которые потребуют определенных усилий, времени и должны быть целенаправленными и взаимосвязанными. Необходимо общее видение стратегии ДОУ как педагогами, так и родителями воспитанников, а также определенная последовательность шагов, которые приведут к позитивному результату.
В настоящее время в ДОУ сложились достаточно устойчивые формы взаимодействия детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными, направленными на педагогическое просвещение родителей. Но мы понимаем, что современных родителей надо удивлять, поэтому «держим руку на пульсе» и осваиваем нетрадиционные формы работы. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Так, родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Мы хотим поделиться опытом организации досуговых и познавательных форм взаимодействия с семьями наших воспитанников.
Организация досуга и досуговых форм работы с родителями это одна из сложных в плане организации и интереснейших форм взаимодействия с семьями.
Целью нашей деятельности в этом направлении было создание условий для реализации досуговых форм работы с родителями. В связи с этим, основными задачами работы стали:
приобщение родителей к совместным формам организации проведения досуга;
раскрытие условий организации и особенностей проведения досуга как формы взаимодействия с семьей в детском саду (разработать сценарии, конспекты, перспективные планы работы),
главное - реализовать идею, предложенную ФГОС ДО «...непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи...» (Р. III, п. 3.2.5. ФГОС ДО).
К досуговым формам работы, как известно, относятся: праздники, утренники, викторины, концерты, соревнования, выставки совместных детско-родительских работ, фотовыставки, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии и т.д. Разберем некоторые из них, активно практикуемые в ДОУ. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон. Сотрудничество предполагает не только взаимодействие,, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимное доверие, взаимовлияние. В связи с этим, нами была проведена следующая работа:
изучение запросов семьи, уровня их психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей;
просвещение и расширение образовательного пространства, направленного на рост психолого-педагогической культуры родителей; информирование родителей;
консультирование родителей;
совместная деятельность ДОУ и семьи.
Вопросы взаимодействия детского сада и семьи всегда были актуальными для нас педагогов. Как показывает практика, самыми распространенными формами взаимодействия с семьей в ДОУ являются родительские собрания, индивидуальные консультации, собеседования. Но проблема заключалась в том, что родители не всегда приходили на встречи с воспитателями. А если и приходили, то чаще выступали в роли слушателей и зрителей, и еще реже в качестве участников совместных мероприятий с детьми. На наш взгляд, сегодня недостаточно ограничиваться теми формами пропаганды педагогических знаний, которые превращают родителей в пассивных участников. Эффективнее использовать такие формы, на которых знания предлагаются в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные мероприятия педагогов, родителей и детей, где все участники выступают равноправными партнерами. И от этой совместной работы зависит дальнейшее развитие ребенка. В связи с этим мы актуализировали свои знания о формах организации взаимодействия с семьями воспитанников. Следующим этапом работы, направленным на изучение интересов, возможностей и потребностей родителей стало организационное собрание группы, где были проведены игры на сближение, сплочение и знакомство с семьями воспитанников. Здесь же мы познакомили родителей с работой «Информационной корзины» или почтового ящика. Родители могут оставлять записки со своими идеями, пожеланиями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующему детского сада. Наиболее актуальные вопросы «почтового ящика» нашли отражение в наглядно – информационных формах работы: буклетах, оформленных стендах для родителей, папках-передвижках, подборке материалов «мини - библиотеки». Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и особенно эффективна при нехватке времени у родителей. После собрания мы провели анкетирование «Формы взаимодействия ДОУ с семьей», где родители отметили формы работы, наиболее приемлемые для них, а именно:
посещение семьи на дому – 0%;
общие родительские собрания – 15%;
групповые родительские собрания с воспитателями – 95%;
групповые родительские собрания с приглашением специалистов – 90%;
совместные мероприятия (в игровых и соревновательных формах) – 100%;
мастер-классы – 100%;
клубы – 45%;
лекционная форма – 5%;
индивидуальные консультации, беседы с педагогами, специалистами – 65%;
открытые мероприятия – 95%.
По итогам анкетирования были сделаны следующие важные выводы, что наиболее востребованными формами взаимодействия ДОУ с семьей являются организация совместных мероприятий и мастер-классов.
Далее, мы составили перспективный план работы с семьей (с включением нетрадиционных форм работы) с учетом пожеланий и предложений родителей, возраста детей, праздничных календарных дат, плана работы учреждения. Были выделены два основных направления взаимодействия. Первое направление - повышение уровня педагогической компетентности родителей через информационные стенды, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, круглые столы, информацию на сайте ДОУ. Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. В перспективном плане работы с родителями были выделены следующие формы работы и мероприятия: совместные проекты, фоторепортажи с мероприятий, презентации «Секреты семейного воспитания», дружеские встречи, семейные походы; проведение викторин, соревнований, квестов, постановки-драматизации с участием родителей. Постепенное включение родителей в деятельность жизни групп проходило через следующие формы работы: «Информационная корзина» - это родительская почта. Вовлечение родителей в образовательный процесс вызвало необходимость регулярного и открытого обмена информацией между педагогами и родителями воспитанников. Удачной находкой для согласования работы стала групповая информационная
корзина, в которой каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания по работе группы и детского сада в целом. С учетом этих замечаний мы корректируем свою работу, а полученные рекомендации применяются в практической деятельности. Для осуществления взаимодействия с семьями воспитанников, привлечения их к проблемам детского сада мы широко используем такую форму работы, как «Лента добрых дел». В ней отражается информация о том, какую помощь каждая семья оказывала в организации жизни группы.
Большим успехом пользуется «Гость группы». Любой родитель один раз в месяц становится гостем группы. Он принимает активное участие в организации режимных моментов (присутствует на прогулке, принимает участие в играх и т. д.). Кроме того, у нас в группе систематически проводятся заочные консультации. Родители имеют возможность не «на бегу», мимоходом, прочесть интересующую их информацию, а взять её домой, и ознакомиться с ней в спокойной домашней обстановке. В целях привлечения более широкой аудитории родителей к участию в жизни детского сада разработана страница нашей группы № 8 на сайте ДОУ, которая помогает наладить дистанционный контакт с пассивными родителями. Мы информируем о ходе и результатах деятельности, показываем, что происходит у нас в течение месяца. Фотогалерея рассказывает о наших мероприятиях и участии детей, родителей и воспитателей в конкурсах. По итогам такой работы в нашей группе стала заметна возрастающая активность родителей в подготовке и проведении дней открытых дверей, утренников, спортивных развлечений, театрализованных досугов, мастер-классов. Взаимодействуя и общаясь с родителями, мы не перестаем повторять, что «воспитание – это процесс обоюдный». Родители активно участвуют в управлении и планировании работы детского сада. Всё это способствует укреплению доверительных отношений и помогает поддерживать атмосферу сотрудничества, сотворчества и содружества. Данные формы работы помогают родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями группы в целом, а воспитателям дать возможность апробировать разные подходы в работе. Сценарии мероприятий разрабатываются нами очень тщательно, занимая, порой, ни одну неделю. Но это стоит того! Основными формами проведения были: праздники, квесты, соревнования, спортивные и музыкальные досуги, музыкальные гостиные, творческие вечера, празднование дней рождений, выставки совместных детско-родительских творческих работ, конкурсы, творческие мастерские, мастер-классы, совместная игровая деятельность детей и родителей.
По результатам опроса родителей наиболее интересной формой работы из предложенных, стало проведение мастер-классов. На сегодняшний день это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание короткой теоретической части и практической индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков, они дают возможность познакомить родителей с технологиями, новыми методиками и авторскими наработками. Мастер-класс – это взаимосвязанный и двусторонний процесс, который обеспечивает передачу родителям опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы. Мастер-класс позволяет участникам за предельно короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта. Подготовка и проведение мастер-классов - это кропотливый труд. Форма работы мастер-класса зависит от наработанного педагогами группы стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного мероприятия. Все мастер-классы мы проводим с использованием ИКТ, которые позволяют сделать тему более интересной, востребованной и значимой для слушателей. Мастер-классы имели разную педагогическую направленность. Большая часть была направлена на развитие прикладных умений: «Играем всей семьёй», «Бизиборд – это интересно!», «Куклы-обереги», «Мастера лэпбуков». Другая часть мастер-классов носила физкультурно-оздоровительный характер: «Здоровым быть – здорово!», «Закаляйся, если хочешь быть здоров!». Третья часть была направлена на педагогическое обучение родителей: «Красива речь. Или учимся правильно говорить!», «Развиваемся, играя».
В результате проделанной работы, использования различных досуговых форм взаимодействия с семьями воспитанников в детском саду заметно повысилась педагогическая грамотность родителей, культура взаимоотношений, культура общения детей и родителей в группе. Таким образом, вопрос поиска и реализации современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Педагогам важно помнить, что работа с семьей не имеет готовых рецептов, ее успех определяется инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье. Надеемся, что наш опыт окажется полезным педагогам, заинтересованным в организации эффективного взаимодействия с родителями.