Просмотр содержимого документа
«Утренняя гимнастика как система обязательных оздоровительных упражнений»
Сажина Вера Александровна,
инструктор по физической культуре
МАДОУ – детский сад №73 г.Екатеринбурга
Утренняя гимнастика как система обязательных оздоровительных упражнений.
В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении – детском саду №73 г. Екатеринбурга в системе проводится физкультурно-оздоровительная работа. Одной из форм этой работы является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика - система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма. Утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки. Также утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малоподвижные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому, после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны.
Ежедневная утренняя гимнастика проводится до завтрака, в хорошо проветренной комнате. Летом гимнастику мы проводим на детской площадке или на открытой террасе. Ребенок должен быть одет в свободную одежду, на ногах — носочки. Если занятие проводится на улице, то на ногах у ребенка должны быть кожаные тапочки (чешки) или матерчатые туфельки.
Гимнастика для детей 4-5 лет длится не более 6 минут.
Примерно через 6-8 дней комплекс утренней гимнастики меняется, как только ребенок его освоит. Предлагаем чередовать следующие комплексы: «Как мы растем», «Пробуждение», «Паровоз».
Комплекс «Я расту»:
1) Ходьба на месте, хаотично или по кругу (1мин); исходное положение: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь; поднимаем выпрямленные руки вверх, через стороны с обращенными вперед ладонями, говорим: «Какие мы выросли большие! Руки выше, выше, выше». Опускаем руки (3 раза).
2) Приседание. Ребенок, присев на корточки, кладет руки на колени и слегка опускает голову к коленям. Проговариваем: «Какие мы раньше были маленькие». Затем ребенок встает и прячет руки за спину, выпрямляя корпус. Проговариваем: «Теперь встанем». Руки за спиной, кистью одной руки малыш держит кисть другой, плечи отведены назад (2 раза)
3) Поднимание рук в стороны до уровня плеч. Ребенок поднимает руки в стороны до уровня плеч и отводит их несколько назад (ладони обращены вниз), выпрямляя корпус и подняв голову. Проговариваем: «Какие мы широкие». Затем медленно опускает руки вдоль туловища на словах:
4) Бег (1 мин)
5) Ходьба (1 мин)
Комплекс «Пробуждение»:
1) Ходьба на месте, хаотично или по кругу (1 мин)
2) Исходное положение: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь.
3) Руки на пояс. Наклон туловища вперед, затем выпрямление (3 раза)
4) Поднимание и опускание рук. Ребенок, поднимает одновременно обе руки вверх: «Потянулись выше, выше» (2 раза). Затем опускает руки вдоль туловища на словах: «Теперь опустим руки вниз».
5) Поднимание выпрямленных рук вперед, вращение кистей: «Подняли руки перед собой, теперь показали и вращаем, вращаем» (2 раза)
6) Приседания. Ребенок приседает на корточки, обхватывает голени руками и слегка наклоняет голову вперед: «Посидим немного, отдохнем». Далее встает, заложив руки за спину: «А теперь встанем и спрячем руки за спину» (10-12 сек)
7) Бег (1 мин)
8) Ходьба (1 мин)
Комплекс «Паровоз»
1) Ходьба на месте, хаотично или по кругу (1мин). Исходное положение: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь.
2) «Паровоз поехал»: Ребенок согнутыми в локтях руками изображает движение колес паровоза. При движениях произносит: «Чух-чух, чух-чух».Далее опускает руки вдоль туловища (5 раз)
3) Приседание с постукиванием кулаками о колени и выпрямление. Ребенок приседает на корточки, слегка сгибает голову вниз и постукивает несколько раз кулаками о колени. «Починим колеса у паровоза, постучим молоточками хорошенько: тук, тук, тук». Затем встает, выпрямляется и закладывает руки за спину: «Теперь встанем и спрячем молоточки» (3 раза)
4) Круговые движения рук, согнутых в локтевых суставах, перед грудью, затем поднимание правой или левой руки вверх, малыш при этом изображает звук гудка: «Чу-чу-чу! Ту-ту». Упражнение выполняется по 3 раза каждой рукой.
5) Бег на носках с согнутыми в локтях руками. Сопровождается словами: «Паровоз едет быстро-быстро, потом медленно и… совсем останавливается» (10-12 сек)
6) Ходьба (1 мин)
Согласно веяниям времени в нашем детском саду мы проводим разнообразные утренние гимнастики: обычная гимнастика (с использованием разнообразных предметов), аэробика, танцевальные движения, подвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения с элементами йоги. Гимнастика с элементами йоги формирует правильную осанку, развивает гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов. Во время этих упражнений дети учатся чувствовать свое тело, развивается умение организованности.