«Утренний сбор» как эффективное средство для успешной социализации дошкольников и развития их индивидуальности в рамках реализации ФГОС ДО»
«Утренний сбор» как эффективное средство для успешной социализации дошкольников и развития их индивидуальности в рамках реализации ФГОС ДО»
Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течение дня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Утренний сбор» как эффективное средство для успешной социализации дошкольников и развития их индивидуальности в рамках реализации ФГОС ДО»»
«Педагогическая технология «Утренний сбор» как эффективное средство для успешной социализации дошкольников и развития их индивидуальности в рамках реализации ФГОС ДО»
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. Перед педагогами стоит задача не просто передать какие-либо знания, а оказать поддержку для позитивной социализации и индивидуализации детей, развития их познавательного интереса средствами современных педагогических технологий.
Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды. Обеспечить реализацию требования ФГОС возможно только в том случае, если в учреждении созданы условий для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Не секрет, что в дошкольных организациях остро стоит проблема разобщенности детей, дошкольников трудно сплотить, организовать, объединить, тем более приучить самостоятельно, продуктивно взаимодействовать, поэтому мы, педагоги особое внимание уделяем социально-коммуникативному развитию детей. В этом нам помогает технология «Утренний сбор» (описана Л.В. Свирской, в книге «Утро радостных встреч»).
Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.
Вовлекая малышей в различные виды деятельности, воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку.
Групповой сбор в детском саду - время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор - это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетенций детей дошкольного возраста: коммуникативная, социальная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая.
Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течение дня. Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов:
Позывные для утреннего сбора; Организация круга;
Приветствие;
Новости;
Проблемные ситуации;
Предоставление права выбора центра активности.
Рассмотрим каждый этап поподробнее.
Позывные для утреннего сбора. Организация круга.
Начиная с младшей группы «Утренний сбор» проводим каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Цель - обсуждение планов на день или каких-либо проблем группы. На звук колокольчика, собираемся в групповой комнате на ковре, садимся в круг. Это дает возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке. Мы обязательно приветствуем новый день и друг друга (имеется подборка приветствий), обсуждаем планы на день «Чем бы сегодня хочется заняться?», «О чем бы хотелось узнать? «С кем хочется заниматься интересными делами?», «С кем хочется поиграть?».
В зависимости от эмоционального состояния детей («Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня отличное настроение», «Поднимите руку те, у кого сегодня грустное настроение»), выбираем тему для обсуждения. Если есть дети с грустным настроением, обращает внимание остальных детей на это, пытаемся совместно понять причину грустного настроения, вызвать чувство эмпатии, сопереживания и желания позаботиться о товарище «Почему ты грустишь?», «Мы можем тебе помочь?».
Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, педагог показывает, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.
Новости. Один из любимых частей утреннего сбора - обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями, показать сделанные поделки или рисунки. Творческая деятельность, одна из любимых у наших воспитанников. Демонстрация «шедевров» сопровождается рассказом (использованный материал, идея собственная/заимствованная, сложность исполнения, присутствие/отсутствие помощи взрослого, дальнейшее использование в групповой среде). В группе созданы условия для поддержки детской инициативы и самостоятельности: организованы развивающие центры, где имеются необходимые материалы для творчества.
Тесно взаимодействуем с родителями: рекомендуем приемы для поддержки и развития индивидуальных способностей ребенка, предлагаем возможность для участия в конкурсах, выставках, квест-играх, Клубных-часах и др., в качестве участников, а не наблюдателей.
В процессе ежедневного демонстрирования творческих продуктов детей, в группе имеется зона-центр для демонстрации поделок, проходят персональные выставки детей, результаты детских творческих работы освещаются на официальном сайте МДОУ д/с «Улыбка» с. Вавож в разделе новости, в социальной сети Viber, в VK для родителей.
Темы новостей носят различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим). На утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии - кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
Динамическая пауза. Динамическую паузу лучше проводить в соответствии с тематическим проектом.
Проблемные ситуации. Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения - все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.
Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации какой-либо части проекта детьми старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).
Предоставление права выбора центра активности. Завершающий элемент структуры утреннего сбора - презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора, а педагог может использовать этот момент и как образовательный. У детей формируется познавательный интерес, так необходимый для дальнейшего обучения в школе.
Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
При проведении утреннего сбора, необходимо учитывать методы и приемы организации детей
Методы и приемы организации детей на групповом сборе
Предупреждение нежелательного поведения: рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались, около ребенка, требующего особенного внимания садится воспитатель, по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течение нескольких минут. Приготовьте для этого ребенка какое-нибудь спокойное занятие или поручение.
Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом (подушечки, карточки — символы, карточки для выбора, веревочка, обруч и т. д.). Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца.
Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка:
• уйти и выбрать себе занятие в центрах активности,
• успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе.
Невербальные приемы организации - специальные предметы-сигналы: «Тишина», «Внимание», «Говори», жесты рукой.
Предмет определяет порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет — тому предоставляется слово. – Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь — мы слушаем, мы говорим — ты слушаешь и т. д.
Игра — считалка.
Воспитатель понижает голос. Формирование и проявления ключевых компетентностей обнаруживаются в действиях детей и взрослых во время группового сбора. Все ещё только собираются в круг, идет процесс «устройства»: кто с кем рядом сядет, для кого нужно оставить местечко, кто успеет сесть рядом или поближе к воспитательнице, кто предпочитает местечко подальше. Уже на этом начальном этапе проявляются эмпатия, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях «за» или «против», толерантность.
Общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.
Технология «Утренний сбор» способствует совершенствованию речи дошкольника как средства общения, раскрытию творческих способностей, поддержке и развитию стремление ребенка к общению, обогащению его личного практического опыта, помогает высказывать предположения, делать простейшие выводы.
Т.о. педагогическая технология «Утренний сбор» соответствует требованиям для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, открывает возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности.