Предварительная работа: дидактическая игра «Полное лукошко», загадки о грибах, чтение Катаева «Грибы», статья Гороховой о грибах из журнала «Юный натуралист».
Ход занятия
1. В группе появляется старичок-Лесовичок. Он говорит, что пришел издалека и просит детей отгадать, где живет:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
- Что это за дом? (Ответы детей).
- Правильно, я пришел из леса, там очень много разных чудес. И я принес вам ... (берестяной кузовок). Что можно собирать в него? (Ответы детей). Вы узнаете, что лежит в моем кузовке, если отгадаете загадку:
Спрятался за пень,
Шапка набекрень,
Кто подходит близко-
Кланяется низко. (Гриб)
(Ответы детей).
- Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы? (Ответы детей).
2. Лесовичок предлагает детям отправиться вместе с ним за грибами. Но прежде нужно послушать, как надо собирать грибы. Прежде всего, нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, так как грибница может высохнуть под лучами солнца и погибнуть. И на этом месте больше не будут расти грибы. Кроме того, чтобы не повредить грибницу, надо грибы срезать ножиком.
(Дети ходят по группе, изображая сбор грибов. Внимательно смотрят под ноги, поднимают ветки.)
Вот возле березы стоит грибок:
Я родился в день дождливый
Под березой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)
- Что за гриб? Как вы догадались? (Дети, срезая гриб, кладут его в кузовок и идут дальше.)
- А что это за гриб?
Все его, конечно, знают,
Под осинкой вырастает,
Он прикрыт нарядной шляпкой.
Угадайте-ка, ребятки. (Подосиновик)
(Его тоже кладут в кузовок.)
Дети продолжают поиски грибов.
Лесовичок обращает внимание детей на интересные грибы, которые торчат из травы, как яркие желтые пуговицы:
Удивляется народ-
Водят чудный хоровод
Рыжие сестрички,
То грибы – лисички.
- Почему их так называют? (Ответы детей).
Лесовичок идет дальше с детьми (подводит их к грибам):
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это... (сыроежки)
Лесовичок объясняет, что шляпки у сыроежек бывают всех цветов радуги. А название грибов обманчивое. Ни в коем случае нельзя их есть сырыми.
- А что за грибы притаились на пеньке? Кто знает? (Ответы детей).
Проверьте свой ответ:
В желтых шапочках опята
Всюду вместе – брат за брата.
Ох, и дружно же они
Атакуют в роще пни!
- Посмотрите, сколько грибов в нашем кузовке. Назовите их. Давайте еще побродим по лесу, может быть, найдем еще грибы. Ой, посмотрите, на полянке какие красавицы:
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)
- Вы знаете этот гриб? (Ответы детей). Да, для людей этот гриб ядовит, но сбивать его ногами, топать нельзя, он нужен зверям. Почему?
Ядовитыми лесными грибами лечатся многие лесные животные, например: белка, лось.
- А что вы делаете с мухоморами и поганками, когда они попадаются вам в лесу? (Ответы детей).
Да, ребята, нельзя вырывать грибы с грибницей (и съедобные, и несъедобные), потому что тогда на этом месте уже никогда больше не вырастут грибы.
3. Лесовичок предложил ребятам поиграть в игру «По грибы», чтобы проверить, запомнили ли ребята, какие грибы съедобные, а какие нет.
(На полу расставлены картонные грибы на подставках. Дети собирают.)
Цель игры: научить по внешнему виду различать съедобные и несъедобные грибы, познакомить с правилами сбора грибов. После сбора грибов дети объясняют свои действия.
4. Устали мы, гуляя по лесу. Давайте сядем, отдохнем и вспомним главное правило грибника:
- Собирать можно только знакомые тебе съедобные грибы!
- Не губи ядовитые грибы, ими лечатся многие животные!
- Не бери старые грибы: в них может быть опасный для человека яд!
- Собирая грибы, срезай их ножиком!
- А что можно приготовить из грибов? (Суп, грибы жареные, сушеные...)
Вот какие подарки преподносит нам лес! (Лесовичок прощается с детьми. Они благодарят его за удивительную прогулку в лес.)
5. Лепка «Грибы» - отразить свое впечатление об увиденном.