Просмотр содержимого документа
«В мире безопасности»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 32»
Проект
«Чтобы не было беды»
Автор проекта: воспитатель
Балыкова О.А
г. Саранск, 2021
Паспорт проекта:
Аннотация.
В авторском проекте представлен системный подход по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников; по усвоению правил безопасного проведения; здорового образа жизни; по профориентации. Материал проекта разбит на блоки: «Скорая медицинская служба», «Полиция», «Пожарная служба», «Армия России», «Служба спасения - МЧС». В рамках проекта был составлен план работы с воспитанниками и с семьями воспитанников, представлен перечень развивающей предметно – пространственной среды в группах по ознакомлению детей с трудом взрослых, разработаны конспекты досугов и развлечений, бесед, сюжетно-ролевых игр. В ходе проекта дети знакомятся с требованиями, которые предъявляет та или иная профессия человеку. Проект предоставил хорошую возможность привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми, позволил самим обрабатывать различные источники информации, обобщать материал, развивать у детей логическое мышление.
Актуальность.
В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, никто не застрахован от различных опасностей. Угрозы различного характера могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае?
Бывает призвание — спасать и защищать людей. С таким призванием и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть опасности в глаза.
К сожалению современное поколение все меньше и меньше ценит труд людей, которые каждый день самоотверженно рискуют своими жизнями, спасая жизни других. Не задумываются о безопасности и о здоровом образе жизни. Это ведет к тому, что такие понятия, как «нравственность», «патриотизм», «ЗОЖ» обесцениваются в обществе. А ведь формирование отношения к своей безопасности, здоровью, стране и её истории начинается с детства и важным условием является активное участие не только общества, но и родителей.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма и безопасности в работе с детьми дошкольного возраста.
Проблема.
Проведя диагностику уровня знаний детей по данной проблеме было выявлено, что дети в недостаточной мере владеют знаниями в области собственной безопасности. Отсутствие у детей расширенных знаний о таких профессиях, как полицейский, пожарный, врач скорой помощи, сотрудник МЧС, военный приводит к тому, что дети не осознают важность безопасности не только отдельно взятого человека, но и всей страны в целом. Поэтому было принято решение о создании проекта, которое позволило бы расширить знания детей в данных областях.
Цель.
Формирование нравственно- патриотического воспитания у детей, культуры безопасного поведения в экстренных ситуациях, привычки к ЗОЖ. Профориентация.
Задачи:
Обучающие:
-Формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
-Продолжать более углубленно знакомить детей со службами защиты населения, обеспечивающие безопасность граждан и страны.
-Продолжать учить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасность, при необходимости — действовать.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых.
-Развивать коммуникативные, творческие навыки детей, обогащать словарный запас.
-Знакомить с личностными качествами, которыми должны обладать люди данных профессий, тем самым вызывать желание вести ЗОЖ.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь и уважение к своему государству, членам своей семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
-Воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества.
-Обогащать работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье и совместной коммуникативной деятельности с детьми.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, педагоги.
Методы и приёмы работы.
• Наглядные методы создают представление о теме проекта и обсуждаемых ситуациях. Таким образом:
созданы презентации по теме («Службы спасения», «Рода войск и военная техника», «Несчастные случаи и как их избежать»);
картотека подвижных и дидактических игр, бесед, игровых -проблемных ситуаций;
подобраны фотографии и зарисовки, художественная литература, картинки для составления рассказов, иллюстративный материал с заданиями;
разработан календарь профессиональных праздников по теме проекта;
сделана подборка мультимедийных материалов по теме проекта,
оформлены памятки по теме безопасность, ЗОЖ, консультации для родителей.
организованы экскурсии в пожарную часть, к пожарному щиту ДОУ, встреча с работниками ГИБДД, экскурсия к перекрестку, в медицинский кабинет ДОУ.
• Словесные методы включают объяснения, рассказ, беседы, сравнения и замечания, вопросы и ответы, анализ. Для поддержания интереса детей используются образные выражения и сравнения, которые облегчают понимание сущности задания или проблемной ситуации. На данном этапе важным является слово воспитателя (родителя, сотрудников спасательных служб). Осуществляется чтение и обсуждение художественной литературы по темам.
• Практические методы: Организуются занятия – беседы; игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и игры – драматизации, просмотр мультимедийных материалов по теме; выполнение заданий, составление творческих рассказов, продуктивная деятельность, самостоятельная художественно – творческая деятельность. Будут проведены спортивные развлечения и конкурсы, викторины. Во время экскурсий в пожарную часть, на перекресток, в медицинский кабинет, дети под руководством сотрудников будут осуществлять доступные манипуляции с орудиями труда.
Более углубленное знакомство со службами защиты населения будет осуществляться в различных видах совместной деятельности. Материал, связанный с патриотическим воспитанием, с безопасным поведением, по профориентации включаются в занятия-беседы и викторины, чтение художественной литературы и просмотр видеопрезентаций.
Основной деятельностью ребёнка в этом возрасте является игра. Поэтому большое внимание уделяется сюжетно-ролевым, дидактическим играм, играм-драматизациям, игровым проблемным ситуациям. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяющая ему автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью. В игровых ситуациях детям наглядно будет объяснено, как себя вести при возникновении экстремальных ситуаций. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в предложенных сюжетно-ролевых играх.
При совместном просмотре мультфильмов и чтении художественной литературы дети на примере литературных персонажей будут анализировать их поведение и поступки, начнут рассуждать, как бы сами поступили в данной ситуации. При организации викторин особое внимание обращается на точность формулировок вопросов. Викторина, как форма игры имеет особую привлекательность для дошколят, давая детям шанс для самовыражения.
Экскурсии в пожарную часть, на перекресток, встреча с работниками ГИБДД позволят детям более углубленно изучить работу служб изнутри, сформировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, вызовет интерес к профессии.
Также целесообразно проведение разнообразных конкурсов по данной тематике. Это конкурсы рисунков или творческих работ детей и родителей, спортивные развлечения. Анализируя с педагогом различные проблемные ситуации, дошкольники принимают самостоятельно правильные решения, прогнозируют последствия. Полезно давать такие задания на дом, где дети советуются с родителями, членами семьи. Это позволит находить общие интересы в общении с родителями, привлечет внимание взрослых к проблемам безопасности, ЗОЖ и нравственно- патриотического воспитания.
В ходе реализации проекта используется принцип интеграции образовательных областей в соответствии с Федеральными государственными образовательным стандартом. Педагогические мероприятия реализуют задачи из всех образовательных областей- это и социально- коммуникативная, речевая, познание, физическая, художественно- эстетическая области. Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную, творческую и практическую сферы личности ребёнка.
Работа по более углубленному изучению профессий ведется по следующему алгоритму.
Алгоритм ознакомления с профессией:
• Название профессии
• Место работы
• Материал для труда
• Форменная одежда
• Орудия труда
• Трудовые действия
• Личностные качества
• Результат труда
• Польза труда для общества.
Развивающая среда:оформление в группе уголка посвящённого «Дню защитника Отечества», «Пожарной безопасности», «ЗОЖ», «Безопасность дома и на дорогах». Изготовление пожарного щита. Внесение костюмов военной формы, сотрудников спасательных служб в сюжетно ролевые игры, подбор атрибутов и совместное создание атрибутов к сюжетно ролевым играм по темам, подбор песен на военную тематику, дидактических игр и кукол. Подбор художественной литературы по блокам проекта, видеопрезентаций по теме. Картотека подвижных игр.
Ресурсы: использование ИКТ, проектор, экран, ноутбук, магнитофон, принтер цветной, интернет – ресурсы, бумага для черчения, и А-4, подбор формы для мальчиков и девочек к празднику, изготовление атрибутов для персонажей в развлечениях с детьми.
План проекта:
1
Подготовительный этап:
1.Формулирование проблемы, целей и задач проекта.
2.Изучение литературы, интернет-ресурсов по теме проекта.
3. Диагностика знаний детей по теме.
4.Разработка проекта.
5.Анализ и пополнение предметной среды группы.
6.Создание фотоальбомов, картотеки подвижных и дидактических игр, бесед, подбор художественной литературы.
7.Разработка консультаций, памяток, стендов для родителей.
8.Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
9.Представление проекта на педагогическом часе перед коллективом педагогов.
10.Консультация для педагогов «Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Сентябрь
В течении года
Октябрь
Октябрь
2
Исследовательский этап:
1 блок: «Скорая медицинская служба»
-Формировать углубленные представления о труде врача скорой помощи, их роли в обществе и жизни каждого человека.
-Рассказать детям чем скорая медицинская помощь отличается от других видов медицинской помощи.
-Продолжать знакомить со спецтехникой и оборудованием скорой медицинской службы.
-Закрепить навыки действий при несчастных случаях.
Октябрь
2 блок: «Полиция»
-Формировать углубленные представления о труде полицейских, их роли в обществе и жизни каждого человека.
-Познакомить с подразделениями полиции, со спасательной техникой.
-Профилактическая работа по предупреждению правонарушений в детской среде.
Октябрь- Ноябрь
3 блок: «Пожарная служба»
-Формировать углубленные представления о труде пожарников, их роли в обществе и жизни каждого человека.
-Продолжать знакомить с пожарной техникой, как используется обмундирование пожарников.
-Смоделировать ситуацию «Пожар» (дома и в общественном месте), закрепить на практике действия при пожаре и практическим путем отработать эвакуацию детей.
Ноябрь-Январь
4 блок: «Армия России»
- Продолжать знакомить детей с понятием «страна», «государственный флаг», «армия», историей праздника «День защитника Отечества».
-Формировать у детей знания о Российской Армии и представления об особенностях военной службы.
-Расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике.
Январь-Февраль
5 блок: «МЧС»
-Формирование представлений о работе службы спасения, профессиях спасатель и оперативный дежурный.
-Формирование умения у детей умение правильно вести себя в критической ситуации.
-Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни.
Март
3
Заключительный этап:
По итогу работы каждого блока будет проведено отчетное мероприятие, это развлечение, праздник, сюжетно- ролевая игра.
Изготовление лепбука по теме проекта.
Апрель
Ожидаемые результаты:
Для детей:
-У детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса в работе пожарного, полицейского, врача скорой помощи, военного, сотрудника МЧС и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
-Активизируется познавательная, речевая деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых.
- Разовьется чувство уважения к людям разных профессий,чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, победы.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-Освоение доступных способов изучения материала (наблюдение, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
-Воспитание у детей ответственности и осторожности.
-Появление у детей навыков поведения в экстремальных ситуациях, оказания посильной помощи при несчастных случаях.
Для родителей:
- Успешное взаимодействие со своими детьми.
- Повышение психолого-педагогических компетенций.
-Повысится заинтересованность родителей в формировании чувства патриотизма.
-Родители в большей степени начнут уделять внимание теме безопасности детей.
Для воспитателя:
- Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта.
- Совместная работа с родителями по расширению знаний детей.
-Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Для педагогов:
- Повышение уровня компетентности по теме проекта.
Список использованной литературы
1. К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников-М.: Мозаика- синтез, 2016
2. А. А. Вахрушева «Здравствуй мир», пособие для дошкольников, в 4 частях, часть 4, 6-7 лет, 2015.
3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность в дошкольных учреждениях»
4. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.-М.: Просвещение,2008.-192с.
9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Программа нового поколения. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., 2014
10. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.