Просмотр содержимого документа
«В помощь воспитателю. "Требования к атрибутам - сюжетно ролевым играм"»
Работа с родителями
Дата проверки: Группа:
Воспитатели:
№
Формы работы с родителями
1
Родительские собрания:
-общие собрания;
-групповые собрания
2
Консультации по теме
3
Наглядная педагогическая пропаганда:
-выставки;
4
Семинары для родителей
5
Совместная деятельность детей, педагогов и родителей (День открытых дверей, День игр, тематические дни)
6
Анкетирование родителей
ВЫВОДЫ:
Создание игровой пространственно-предметной
развивающей среды в группах детского сада.
Дата проверки: Группа:
Воспитатели:
№
Анализ содержания развивающей
предметно-игровой среды
Да
Нет
Частично
1
Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно- ролевой, строительно-конструктивной игры,
игр с двигательной активностью;
2
Создание условий для индивидуальных , подгрупповых и коллективных игр дошкольников;
3
Обеспечение условий изолированности между элементами игровой зоны ( принцип «Вижу , но не мешаю»);
4
Использование функциональных помещений группы (спальня, раздевалка)
5
Своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами: внесение новых атрибутов, игр, игрушек, игровое оборудование в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей;
6
Проведение оптимального отбора игр , игрушек , игрового оборудования по количеству и качеству;
7
Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением , игровыми замыслами , интересами посредством многофункциональных , легко трансформируемых элементов, паралоновых модулей, пространственных конструкторов, надувных резиновых элементов , спортивных комплексов , ширм и др.;
8
Учет половых различий детей при организации предметно- игровой среды;
-шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек, наборы зимней и летней одежды для кукол.
Кухня:
-плита
-кухонный стол
-шкаф для посуды
-наборы кухонной посуды
-гладильная доска
-утюги
Ванная:
-ванночка для купания кукол
-тазик для стирки
-веревка для белья и прищепки.
Парикмахерская:
-зеркало
-расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или линолеума
Рядом с парикмахерской обычно распологается «Уголок ряженья»
Больница:
-игрушечные атрибуты из-банки, стетоскоп, шпатели, градусники. В младших группах не должно быть баночек или коробок от таблеток.
Магазин продуктов:
-маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов
-игровые наборы пластмассовых игрушек-овощей или фруктов,
- таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд, супов, компотов, каш, мясных блюд.
-сумочки, корзиночки разные
Сюжетно-ролевые игры.
Младшая группа.
Дата проверки:
Группа:
Воспитатели:
№
Игровые зоны
1
«Семья»
2
«Магазин»
3
«Больница»
4
«Парикмахерская»
5
Игрушки-животные
6
Транспортные игрушки
7
Игровые строительные наборы
8
Предметы-заместители
Выводы:
Младшая группа.
Для игры «Семья
-Кукольный уголок
-Одежда куклам (по сезонам)
-фартук для куклы
-скатерть
-посуда из папье -маше
-телевизор
-пылесос
-угощение, цветы.
Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы в конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Кукольная одежда может помещаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение: например, на коробку с постельным бельем можно поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой — изображение зимней шубы или шапки и снежинку и тп.
Оборудование для игр с куклами
- постельные принадлежности (до 5 комплектов)
— мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров)
— коляски, санки и качели для кукол
— стиральные наборы .
—утюги
— телефон со звонком
— наборы кукольной посуды — кухонной, столовой и чайной; посуду тоже не обязательно помещать в отдельный шкаф или красиво расставлять на полках, заведите для нее отдельные красивые коробки
Зона для игры в «Магазин»
прилавок или витрина
— несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком: молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары
-кассовый аппарат
— сумочки разные
Зона для игры в «Больницу»:
здесь содержатся игрушечные атрибуты из пластика — банки, стетоскоп, шпатели, градусники. Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробок от таблеток.
«Парикмахерская»: зеркало, различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.
«Автобус»
-перед автобуса
-4 колеса
-руль
-фуражка для водителя
-берет для кондуктора
-сумка для кондуктора
-билеты
-деньги
-касса
-таблички
«Пароход»
-фуражка для капитана и штурвал
-бескозырки
-воротники
-якорь
-бинокли
-спасательные круги
-компас
-труба
-флажки
-билеты
-наушники
Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных разного размера, сделанные из разных матёриалов.
«Уголок для ряжения»
-головные уборы
-косынки
-веночки- ; кокошники ;элементы национальной одежды.
Сюжетно-ролевые игры.
Средняя группа.
Дата проверки:
Группа:
Воспитатели:
№
Игровые зоны
1
Куклы и все атрибуты для игры в кукол
2
Посуда
3
«Магазин»
4
«Парикмахерская»
5
«Ателье»
6
«Больница» или «Аптека»
7
«Транспорт»
8
Игрушки-животные
9
Зона конструирования
10
Игрушки для мальчиков
Выводы:
В средней группе
Куклы и все атрибуты для игры в кукол:
— наборы одежды и обуви
— мебель для кукол — столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки
— коляски, санки и качели для кукол
Посудакухонная, столовая и чайная. Различные кухонные Приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.
Игровая зона «Магазин»
— прилавок
— «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках — различные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные на боры овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Не обходимо обратить внимание на размеры атрибутов — они должны быть небольшими.
Можно сделать несколько магазинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.
—«Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.
— «Магазин игрушек»
Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в iиде фруктов, овощей, забавных фигурок Людей) и др.
Игровая зона Ателье»:
«рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, ко дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например, из кубика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.
Игровая зона «Больница» или «Аптека»
обратите внимание на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственнных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток используйте картон, на котором нарисованы
(или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки, Также можно использовать игровые наборы Доктор Айболит стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др.
- Игровая зона «Транспорт»:
грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы; лодочки, катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.
Игрушки-животные:
наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, сделанные из разных материалов и разного размера.
Зона конструирования:
большой напольный конструктор строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Игрушка для мальчиков:
роботы, трансформеры; солдатики.
Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сундучке), которую дети хорошо знают и к которой имеют свободный доступ. Воспитатель учит детей, как использовать материалы этого «волшебного сундучка» при организации игр предлагает подумать, какие игрушки и атрибуты нужны детям и из чего их можно смастерить.
Сюжетно-ролевые игры.
Старшая и подготовительная группа.
Дата проверки:
Группа:
Воспитатели:
№
Сюжетно-ролевые игры
1
«Семья»
2
«Магазин»
3
«Парикмахерская» или «Салон красоты»
4
«Ателье»
5
«Больница» или «Аптека»
6
«Транспорт»
7
«Школа» и «Библиотека»
8
«Почта»
9
«Рекламное агентство» или «Туристическое бюро» , «Телевидение»
-шпателя 6-8 шт., стаканчики, коробочки для шпателей, рецептов.
«Лекарства», фонедоскоп- слушалка 1 шт.,носилки для кукол.
-полочки или витрина для лекарств, аптечка-йод,вата,бинт.
-регистратура, карточки для больных 30-4- шт.,таблички «Больница», «Аптека»
-шприцы, талончики, рецепты.
Атрибуты для игры «Автобус»
-перед автобуса,4 колеса, руль, фуражка для водителя
-берет для кондуктора, сумка для кондуктора, билеты, деньги
-касса, таблички.
Атрибуты для игры «Магазин»
Магазины делаются самые разные- продуктовые, одежды и обуви, «Свет», «Радиотехника», «Салон шляп», « Головные уборы», «Магазин игрушек», «Канцтовары», «Мебель» , «Спорт», «Книги» и др. Небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами, обозначающие «деньги».Нам также понадобятся кассовый аппарат, корзинки и сумочки для покупок.
-передник, нарукавник, косынка
-сумка для покупок
-весы и гири.
«Уголок ряженья»
Головные уборы (косынка, веночки, кокошники, элементы национальной одежды)
Атрибуты для игры «Пароход»
-фуражка для капитана и штурвал
-бескозырки
-воротники
-портупея с кортиком и погонами
-якорь
-рупор
-бинокли
-спасательные круги
-компас
-труба
-флажки
-билеты
-наушники
-цепь для якоря
-лестница.
Атрибуты для игры «Парикмахерская», «Салон красоты».
-разные виды театра (пальчиковый ,картонный, театр теней, фланеллиграфный, кукольный , би-ба-бо, ложковый, театр на стакане, варежковый , перчаточный, настольный и др. )
-касса.
Атрибуты для игры «Библиотека»
-полка для книг
-выставка для книг
-книжки-малютки
-книжки- выставочные из спичечных коробков
-карточки для читателей
-формуляры на каждую книгу
-вывески : «Детская библиотека», «Читальный зал»
-нарукавники для библиотекаря
-коробка для ремонта книг ( клей, ножницы, полоски, бумаги, ткань)
-журналы для читального зала
-пошивка газет.
Атрибуты для игры «Школа»
-парты, школьная доска, мел, тряпочки, счет
-куклы в школьной форме- девочки и мальчики
-кукла учительница. Портфели
-набор для первоклассника: буквари, математика, русский язык.
-тетради, карандаш, счетные палочки, дневники
-классный журнал, указка
-касса для букв, алфавит, счетные картинки.
Атрибуты для игры «Животноводческий комплекс»
-поле (в ящике высевается овес. На поле ставят атрибуты сельско- хозяйственных машин –малюток)
-ферма(картонные перегородки , коровы – игрушки)
-ведра – 5 шт.
-картины –иллюстрации с изображением животноводческих комплексов или из жизни сельского хозяйства
-для детей – халаты, фартуки, шапочки, косынки.
-куклы - доярки
Проверка планирования игры в учебно-воспитательных планах.
Дата проверки:
Группа: Воспитатели:
№
Виды работ
1
Планируются ли разные виды игр и как часто
2
Соответствуют ли игры возрастным особенностям детей
3
Имеется ли систематичность и последовательность в планировании
4
Имеются ли игры, которые не нашли своего отражения в плане
5
Есть ли связь игры с другими видами деятельности
6
Планирует ли воспитатель свое руководство в процессе игровой деятельности
7
Прослеживается ли приемы обогащения игрового опыта, активизации игровой деятельности
8
Наличие проектных работ
Выводы:
Изучение документации старшего воспитателя
Дата проверки:
Ф.И.О. ст. воспитателя:
№
Виды работ
Да
Нет
Частично
1
Находят ли в годовом плане отражение вопросов организации игровой деятельности
2
Наличие анализа записей наблюдения за игровой деятельностью
3
Наличие материала форм и методов оказания помощи воспитателям
4
Материал по изучению, обобщению и внедрению передового опыта
5
Материал по контролю
Выводы:
Примерный вопросник для проведения беседы с детьми по изучению игровых предпочтений.
1.1 Отсутствие подготовительного этапа игры (игра «с ходу»). Толчок к игре – игрушка, попавшая в поле зрения ребенка.
1.2 использование предметов – заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.
2-й уровень
2.1 В структуре игры выделяется подготовительный период: договор о теме игры («Во что будем играть ?»), в основном самостоятельно распределяются роли в знакомых играх.
2.2 Игрушки заранее не подбираются. Используются, как правило, одни и те же , любимые.
2.3 Частично используются предметы-заместители.
3-й уровень
3.1 На подготовительном этапе дети договариваются о теме игры, четко обозначают роли, обсуждают основное направление развития сюжета.
3.2 Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью.
3.3 Активно используют предметы-заместители.
4-й уровень
4.1 В игре четко выделяется подготовительный этапа: выбор темы, активное , заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей.
4.2Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре.
4.3 Использование различных атрибутов , предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.
2
Содержание игры
1-й уровень
1.1 Шаблонные игровые сюжеты.
1.2 Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному , направленные на соучастника игры («мама кормит дочку»).В каком порядке производится кормление и чем-не имеет значения.
1.3 Игра кратковременна.
2-й уровень
2.1 Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета.
2.2 Основное содержание игры-действия с предметом, с соблюдением соответствия игрового действия реальному , направленные на соучастника игры. Действия развертывается более полно.
3-й уровень
3.1 Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов.
3.2 Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий, передающих характер отношений к другим участникам игры.
4-й уровень
4.1 Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение :новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.
4.2 Основное содержание игры –действия, связанные с передачей отношения к другим людям , выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.
3
Роль
1-й уровень
1.1 Роль определяется действием, а не определяет действия сама.Роль не называется, дети не становятся по отношению друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.
2-й уровень
2.1 Роль называется ребенком. Намечается подразделение функций. Данная роль реализуется действием, связанным с ней.
3-й уровень
3.1 Роли ясно очерчены и выделены.Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.
4-й уровень
Роли ясно очерчены и выделены.На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
4
Ролевые действия
1-й уровень
1.1 Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия, так же как и не предваряются другими действиями.
1.2 Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей.
2-й уровень
2.1 Количество игровых действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного действия.
2.2 Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности.
3-й уровень
3.3 Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.
4-й уровень
4.1 Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.
4.2 Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается. Мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но указанием на рациональность правил.
5
Речь
1-й уровень
1.1 Ролевая речь отсутствует.
2-й уровень
2.1 В индивидуальной игре присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.
3-й уровень
3.1 Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.
4-й уровень
Речь носит активный ролевой характер , определяемый и ролью говорящего, и ролью того , к кому она обращена. Внеролевая речь практически отсутствует.
6
Общение
1-й уровень
1.1 Ребенок проявляет неустойчивость в игровом общении , конфликтует в ходе игры.
2-й уровень
2.1 Общение между участниками на основе использования общей игрушки или направленности действий. Доброжелательное отношение к партнерам по игре.
3-й уровень
3.1 Выбор партнера по игре на основе общей симпатии.
3.2 В общей игре вступает в конфликты ,не всегда может вникнуть в общий замысел.
3.3Часто оставляет общую игру до ее завершения.
4-й уровень
4.1 Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию и интереса детей друг к другу.
4.2Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре.
4.3 Беспроблемно взаимодействует в подгруппе детей.
4.4 Пытается справедливо разрешить споры.
Организация сюжетно-ролевой игры и руководство ею воспитателем.
Младшая группа.
Дата проверки:
Группа:
Воспитатели:
№
Разделы проверок
Да
Нет
Частично
Примечание
Уровень развития сюжетно-ролевой игры как деятельности
1
Придумывает вместе с воспитателем несложный сюжет
2
Умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий
3
Умение самостоятельно подбирать атрибуты
4
Доброжелательное отношение к товарищу
Уровень взаимоотношений
5
Охотно принимает предложение поиграть, обменивается игрушками