Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Кол-во детей в группе: 10 человек
Продолжительность занятия: 25 минут.
Материалы к занятию:
Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
Магнитная доска; Человечки-эмоции; Аудиозаписи.
Бумага для рисования, карандаши;
Детские стулья по числу детей;
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений
Задачи
Развивать умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
Развивать само регуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Ход занятия:
Приветствие «Утренний круг»
- Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть!
- Давайте возьмём друг друга за руки и проведём «Утренний круг» для того, чтобы у каждого было хорошее настроение.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, а в какую страну мы отправимся, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.
Что такое настроенье?
Что такое настроенье?
Это игры и веселье,
Это первый снег в окошке,
Это мамины ладошки.
Это бабушкины сказки,
Это кисточки и краски.
Это радуга сквозь тучи,
Это робкий солнца лучик.
Это ласковое море,
Это мир с тем, с кем ты в ссоре.
Что такое настроенье?
(Педагог и дети совместно обсуждают стихотворение, вспоминают базовые эмоции).
Наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
- Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции»
- Закройте глазки, повернитесь и в стране «Эмоции» окажитесь!
1 остановка.
«Поляна Радости» (звучитаудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
-Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)
«Радость — это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного человека, а большая — когда у всех».
Отправляемся дальше.
2 остановка.
«Поляна Грусти»
-Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этой поляне? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
-А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
3 остановка.
«Поляна страха»
Добрались мы и до пещеры. (Педагог включает музыку.)
Упражнение «Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)
-Угадайте, какие звуки мы слышим? (ответы детей)
-Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)
Упражнение «У страха глаза велики»
- А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
4 остановка.
«Гора Злости»
-Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).
Ребята, а теперь нам нужно вернуться обратно. Произносим наши слова: Закройте глазки, повернитесь и в детском саду окажитесь.
Упражнение «Закончи предложение».
-Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.
-Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!
-Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.
-Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия? И я вам предлагаю нарисовать свое настроение на листочках. Дети рисуют каждый своё настроение. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо вам большое!