Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе с дидактическим материалом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда
Материалы и оборудования: панно с геометрическими фигурами, модель пирамиды, у которой в основании треугольник, модели пирамид, в основании которых находятся квадраты, песок, подносы, круги, квадраты и другие геометрические фигуры, коробочка с фломастерами, макеты цилиндров для воспитателя и детей, губки, краски, листы бумаги, фольга, клей.
1. Вводно – мотивационная часть:
1.Ребята, я хочу поиграть с вами в игру. Вам нужно на этом панно найти все геометрические фигуры. Сможете?
2. Ребята, я очень люблю путешествовать. А вам нравится путешествовать? Предлагаю сегодня отправиться в страну, которая называется Геометрия. Там живут геометрические фигуры.
Но в стране Геометрии случилась беда: Город пирамид, Шар-город и Цилиндроград куда-то исчезли. Я знаю, вы добрые и трудолюбивые дети и мы поможем жителям этой страны.
2. Основная часть:
В стране Геомерии есть миницентры, где мы будем работать инженерами-строителями.
Давайте подойдем к первому центру. В городе пирамид все дома были похожи на геометрическую фигуру вот такой формы (показывается модель пирамиды). Это объёмная геометрическая фигура называется пирамида.
У пирамиды есть вершина и основание (показывается на модели).
Хочу вам открыть один секрет: в основании каждой пирамиды «спряталась» геометрическая фигура. Хотите узнать, какие это могут быть фигуры? На столах стоят подносы. Что в них? (Песок). Пощупайте песок. Какой он? В одной тарелке сухой песок, в другой мокрый.
Возьмите свою пирамиду и поставьте ее сначала на поднос с сухим песком. А затем с мокрым. Вот так. (Воспитатель показывает. Дети повторяют действия). Моя пирамида оставила отпечаток, след на песке. А ваша? Этот отпечаток-след геометрической фигуры.
Саша, назови фигуру, которая «спряталась» в основании твоей пирамиды (квадрат). (Опрашивает остальных детей. Все отвечают, что в основании их пирамид спрятался квадрат).
А в основании моей пирамиды спрятался треугольник. Как вы узнали, что это треугольник?
Как вы думаете, на каком песке дольше сохранится след от пирамиды-на сухом или мокром? Давайте проверим. Осторожно пошевелите сначала тарелку с сухим песком, затем с мокрым… Посмотрите на тарелку с сухим песком. Что произошло с отпечатком пирамиды? Теперь посмотрите на тарелку с мокрым песком. Что произошло с отпечатком пирамиды? (подводят детей к выводу: сухой песок сыпучий, песчинки перемещаются от легкого прикосновения, а мокрый песок не сыпучий и долго сохраняет форму).
А теперь отправимся в путешествие ко второму центру.
Отгадайте загадку:
Нет углов у меня, и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышу,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой друзья?
(Круг)
Верно. Найдите круг среди геометрических фигур, положите его на прямую ладонь, а другой прямой ладонью накройте. Никто даже не догадается, что между ладонями что -то спрятано. Ведь круг - это плоская геометрическая фигура.
Теперь возьмите в руки шар. Что сейчас делают ваши руки? Руки обнимают шар. Ведь шар – это объёмная геометрическая фигура. А теперь отправляемся в путешествие к третьему центру.
Ребята, а что это за геометрическая фигура? – “цилиндр"
Возьмите цилиндры в руки. На что он похож? (На стакан, на трубу)
У цилиндра два основания. Какая геометрическая фигура “спряталась" в каждом основании цилиндра?
Что бы это узнать, нам потребуются губки, пропитанные краской и листы бумаги. Как нам узнать, какая фигура спряталась в основании? Мы макнем цилиндры в губку с краской, а затем сделаем отпечаток на бумагу. Проверить надо оба основания. Итак, какие геометрические фигуры спрятались в основании?
(Все убрать со столов). Поставить коробочки с фломастерами, фольгой к геометрическим фигурами, клеем.
Но в стране Геометрии случилась беда: город пирамид и Цилиндроград куда-то исчезли. Я знаю, вы добрые и трудолюбивые дети. Может быть, вы мне поможете – изготовителя макеты исчезнувших городов? Тогда город пирамид, Цилиндроград вновь появятся в стране геометрии?
Для этого мы объединимся с вами в команды. Я попрошу вас взять с подноса геометрические фигуры.
Как вы объединитесь в команды? Давайте первая команда изготовит макеты фантастических домов в городе пирамид. Для этого в коробочке у вас появились фломастеры.
Вторая команда изготовит дома для шар-города. Для этого в коробочке у вас приготовлен вот такой материал. Что это? Фольга. Она очень похожа на зеркало. В Шар-городе были замечательные зеркальные дома в форме шара. Как это сделать?
Третья команда с помощью вот этих геометрических фигур и цилиндров, создают дома для Цилиндрограда.
Ребята, после выполнения строительных работ, вы можете сходить к другой команде, полюбоваться их домами, а может даже дать советы.
А теперь давайте все макеты соединим в один макет страны Геометрии, чтобы жителям жилось дружно и весело. Посмотрите, как здорово у нас получилось!
Покажите мне правую руку, левую, а теперь похлопаем себе.
А теперь закроем все глаза и очутимся обратно в нас в группе этого замечательного сада.