Просмотр содержимого документа
«Варианты игровых заданий, направленных на развитие творческого мышления через конструктивные игры»
Варианты игровых заданий, направленных на развитие творческого мышления через конструктивные игры
Конструирование по образцу
1. Фигуры-силуэты
Весь набор состоит из 20 палочек, с помощью которых ребенок по образцу выкладывает различные фигуры-силуэты. Такая деятельность позволяет научить ребенка воссоздавать целое предмета из отрезков и переводить практические, внешние действия во внутренний план.
После того как задание будет выполнено, обязательно вместе с ребёнком необходимо определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку работы.
2. Весь набор конструктора состоит из 16 равнобедренных прямоугольных треугольников разного размера, полученных путем разрезания трех квадратов со стороной 10 см, так как показано на рисунке:
Ребенок должен научиться проводить зрительный анализ положения одного треугольника, ориентируясь на его три стороны, одна из которых длинная, а две другие – короткие и одинаковые по длине. Поэтому для начала пусть ребенок попробует расположить на столе свой треугольник, в соответствии с образцом. Разных положений у такого треугольника может быть до 8.
Ракета
Дать детям задание по плоскостному моделированию из геометрических фигур. Сначала дети моделируют ракету по предложенному рисунку, затем придумывают свои модели. Предложить детям смоделировать из конструктора заданную ракету, затем придумать свои модели.
Построй такую же
Один ребенок строит свою модель ракеты из конструктора, демонстрирует ее, а затем прячет. Остальные дети воспроизводят модель.
Кораблик
Нашему кораблику предстоит большое плавание. Помоги капитану, построить модель корабля из предложенных фигур. Посчитать сколько грузов он везет. Соедини все примеры с ответами в окошках, используя стрелки. Назови все фигуры на составленной модели.
Домик
Детям старшего дошкольного возраста в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель обучающиеся воспроизводят из имеющегося у детей строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.
Сложи картинку
Игровое правило: за определенное время собрать из частей изображение.
Игровые действия: поиск частей, складывание частей в целое изображение, при необходимости использование сетки – подсказки.
Материал: 1 комплект из целых картин, другой из их частей (разрезы должны быть разные для каждой картинки), прозрачная сетка – подсказка.
Ход игры: Воспитатель раздает изображение домов по числу играющих. Объясняет правило: сложить надо как можно быстрее. Дети выбирают из лежащих на столе частей необходимые им части. Если ребенок затрудняется выбрать нужные части, то для этого используют прозрачную сетку-подсказку. Кто первым сложит картинку – получает фишку. Затем дети обмениваются картинками и игра продолжается. Выигрывает тот, кто наберет большее количество фишек.
один из вариантов разрезов изображения.
Впоследствии предлагаем детям, используя любые предметы (по желанию), дополнить или изменить фигуру.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Домик из геометрических фигур
Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой - схемы сооружений. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.
Сказочный дворец
Предложить детям моделировать с помощью бумажных геометрических фигур нарисованные ими или выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.
«Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. В игру можно внести элемент соревнования: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать им название, тот победит.
Волшебные геометрические фигурки
Детям предложить выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.
Игровое правило: за определенное время собрать постройку по модели.
Игровые действия: поиск деталей; складывание частей в целое изображение с учетом количества деталей, которые указаны на модели.
Материал: настольный плоскостной строитель, модели транспорта с указанным количеством используемых деталей.
Ход игры: Воспитатель раздает модели по числу играющих. Объясняет правило: сложить надо как можно быстрее. Кто первым сложит картинку – получает фишку. Затем дети обмениваются моделями и игра продолжается. Выигрывает тот, кто наберет большее количество фишек.
Ниже один из вариантов разрезов изображения. Цифра в правом верхнем углу обозначает количество деталей, которые надо использовать для постройки.
Конструирование по условиям
Трехэтажный дом
Организовать конструирование различных домов из конструкторов LEGO. Побуждать обучающихся строить по условиям: «Построй трехэтажный дом с подъездом справа, с балконами, с башенкой на крыше». При необходимости объяснять, показывать способы конструирования, давать советы по совершенствованию конструкций.
Робот
Предложить детям из строительного материала собрать робота по условиям: на двух ногах, на четырех ногах, с квадратным туловищем, с треугольным туловищем и т.д. Побудить детей пофантазировать:какие функции могут выполнять собранные роботы?
Улица для великанов
Предложить детям из строительного материала сконструировать улицу для сказочных жителей – великанов.
Архитекторы
Педагог предлагает детям представить, что они архитекторы, которым дано задание — создать проект дома. Педагог демонстрирует несколько предметов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: карандаши, колеса от игрушечной машины, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде машинного колеса, забор из карандашей, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только воплотить нашу фантазию.
Транспорт для инопланетян
Детям предлагают: «Постройте машину для перевозки гостей инопланетян круглой (треугольной) формы из разного материала».
На следующем занятии можно предложить детям построить мосты для этих необычных машин, используя при этом тот строительный материал, который им нравится.
Дошкольникам могут быть адресованы и следующие задания:
Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, тряпочки, картон, пластиковые бутылки и т. п.).
Вот фигура. «Преврати» ее втри новых предмета.
Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?
Конструирование по теме
Сосновый бор
Предложить детям мысленно "прогуляться" в сосновом бору, описать свои впечатления. Из природного материала соорудить коллективную поделку на данную тему.
Счастливый остров
Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур. Материал: Разноцветные геометрические фигуры и их части. Ход: Педагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.
Дома для любимых сказочных персонажей
Давайте построим дома для любимых сказочных персонажей! Кто какие хочет? Из какого материала? Можно построить вот такие, а можно придумать свои.
«Сделай мне фотоаппарат».
Педагог просит детей подумать, из чего, из какого подручного материала можно сделать игрушку - фотоаппарат? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго.
Каркасное конструирование
Обустрой комнату
Воспитатель предлагает детям лист бумаги(35*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обустроить его кирпичиками(стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кладёт его рядом. Затем достаёт геометрические фигуры и предлагает подобрать по форме на предметы мебели(квадрат – табуретка, прямоугольник –кровать и т.д.).
Конструктор КВАДРО
С помощью данного конструктора можно построить различные модели, которые включают дом, крепость, пиратский корабль и т.д.
Конструирование по замыслу
Подводный мир
Из конструктора - "репейника" предложить сконструировать подводных обитателей по предложенным схемам, картинкам-образцам или дать волю фантазии и сконструировать по собственному представлению.
Каких вы знаете представителей подводного мира?
Правильно - это могут быть рыбка, осьминог, морская звезда, морской конек, краб, медуза и т.д. Фигуры могут быть как объемными, так и плоскими.
Изобретатель
Детям предлагают сконструировать самые разнообразные постройки из деталей строительного конструктора
«Слепой архитектор»
«Архитектору» завязывают глаза, и он по инструкции другого ребенка (помощника) должен выложить изображение (дом, песочницу, новогоднюю елку, грузовик) из плоскостных геометрических фигур, которое загадал помощник. Ребенок – архитектор выкладывает и пытается отгадать, какое изображение получится.
Необитаемый остров
Можно предложить дошкольникам поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт, какие предметы мебели необходимы. Важно рассматривать самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п. Необходимо поощрять творческое воображение и фантазирование детей.
Волшебник – ЛЕГО
Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать умение обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Закреплять полученные навыки.
«Что ты видишь?»
Цель: развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности; развитие способности на основе собственного замысла создавать новые фигуры с использованием исходных деталей.
Задание. Детям предлагается незаконченное изображение из плоскостных геометрических фигур. Используя любые дополнительные фигуры, ребенок должен достроить изображение.