Для организации РППС в ДОО или в семейных условиях следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей. Традиционно это система кабинетов в ДОО и комнаты в квартире, доме и т. д., где проживает семья ребенка дошкольного возраста.
Для максимально возможного использования имеющегося пространства, предлагается использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов (учебные пособия, игры, игрушки, материалы, оборудование, инвентарь и пр.) по видам детской деятельности для организации пространства. Таким образом, образовательные задачи развития и воспитания ребенка дошкольного возраста могут быть решены с учетом возможностей имеющего пространства.
Инфраструктура ДОО может включать следующие функциональные модули:
– «игровой»;
– «физкультурно-оздоровительный»;
– «музыкальный»;
– «художественно-творческий»;
– «поисково-исследовательский»
– «релаксации»;
– «логопедический»;
– «психологического сопровождения»;
– «дефектологический»;
– «административный»;
– «территории и архитектуры ДОО».
Общая характеристика функциональных модулей.
1. Функциональные модули ориентированы на следующие возрастные группы:
– группа для детей младенческого возраста (до года);
– группа раннего возраста (от 1 года до 2-х лет);
– I младшая группа (2-3 года);
– II младшая группа (3-4 года);
– средняя группа (4-5 лет);
– старшая группа (5-6 лет);
– подготовительная группа (6-7 лет).
2. Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.
3. Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требованиям к устройству и организации помещений ДОО.
4. Количественное наполнение каждой из позиций Перечней функциональных модулей соответствует требованиям к устройству и организации помещений ДОО по принципу предлагаемого количества, исходя из типовой численности группы детей.
5. Перечни функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО.
6. Позиции перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации РППС родителями дошкольников в домашних условиях.
7. Перечни функциональных модулей в части общефункциональных компонентов, таких, как мебель, сопутствующее оборудование, образовательные и развивающие рекомендациях.
8. При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества и возраста детей по усмотрению ДОО.
Критерии оценки РППС:
Открытостьсредыдляпреобразований:
– элементы, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);
– отсутствие жестко закрепленных центров активности.
Современностьсреды:
– современные и традиционные игрушки и пособия;
– оборудование, соответствующее реалиям времени;
– мебель и инвентарь, соответствующие требованиям современной социально-культурной ситуации (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
Ориентированностьнаповышениефизическойактивности:
– специальное оборудование для физкультурного центра;
– пространство для осуществления физической активности.
Приспособленностьдляпознавательнойдеятельности:
– дидактические игры и материалы;
– книжный центр с набором разнообразных книг;
– обучающие элементы в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы);
– материалы для экспериментальной деятельности и др.
Приспособленностьдлясюжетно-ролевыхигр:
– игрушки и атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
– пространство для организации сюжетно-ролевых игр.
Ориентированностьнатворческоеразвитие:
информационные технологии, могут коррелировать с перечнями, предложенными в настоящих– игры и материалы для организации творческой активности детей;
– пространство для организации творческой активности детей.
Элементыприродывсреде:
– специально оборудованный центр природы;
– растительность в группе (цветы, мини-огороды) при возможности;
– прочие элементы природы в среде.
Комфортностьсреды:
– мягкая, комфортная мебель;
– уголок психологической разгрузки (уединения);
– наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;
– оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
Эстетикасреды:
– наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
– присутствие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
– сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).
Безопасностьсреды:
– обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность;
– соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН
Нормативно-правовоеиметодическоеобеспечение:
– наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы, кабинета);
– соответствие методической литературы направлению деятельности, наличие периодических изданий.
Созданиеинформационногопространствадляродителей:
– содержание информационных материалов для родителей;
– эстетика оформления;
– наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.