Виды контроля в дошкольном образовательном учреждении
Виды контроля в дошкольном образовательном учреждении
Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения. В статье раскрываются виды контроля в детском саду
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды контроля в дошкольном образовательном учреждении»
Виды контроля в дошкольном образовательном учреждении
Л.А. Васильева,
заведующий ГБДОУ детского сада №115 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Контроль за функционированием и развитием ДОУ делится
на внешний и внутрисадовский(внутренний) контроль.
Параметры контроля
Внешний контроль
Внутренний контроль
Цель контроля
Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития
Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи
Содержание контроля
Маркетинговое исследование микрорайона:
- расположение социально-культурных объектов;
- социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста;
- потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг;
- социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ
Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ:
- организационно-педагогической;
- образовательной;
- социально-психологической;
- медико-социальной;
- финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ
Требования к контролю
- руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
- контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу;
- в процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;
- контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;
- необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами;
- после контроля должно происходить гласное подведение итогов;
- контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива
Алгоритм контроля
Цель контроля→объект контроля→разработка плана контроля→сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников, родителей)→первичный анализ изученного(изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) → выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) → проверка исполнения рекомендаций
Содержание контроля заведующего ДОУ
- работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);
- выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;
- проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
- качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ;
- выполнение решений педагогического совета;
- сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
- ведение документации педагогами и администрацией;
- организация и осуществление работы с родителями;
- финансово-хозяйственная деятельность ДОУ;
- выборочный контроль за работой педагогов
Содержание контроля старшего воспитателя
- состояние образовательного процесса в разных возрастных группах;
- выполнение ОП ДО, внедрение новых педагогических технологий;
- календарно- тематическое планирование и документация педагогов;
- наличие и хранение детских работ;
- повышение квалификации и аттестация педагогов
Виды внутреннего контроля в ДОУ.
№
п/п
Вид контроля
Разновидность контроля
Цель и содержание контроля
Примечание
1.
Тематический контроль
Тематическая проверка
- привлечение внимания педагогического коллектива к определенным задачам дидактического, методического, образовательного и развивающего характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно;
- изучение выполнения основной общеобразовательной программы ДОУ по конкретным образовательным областям и направлениям развития детей;
- выявление уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане ДОУ.
Планируется в годовом плане ДОУ. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. В зависимости от цели проводится в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План контроля доводится до сведения педагогов за 1-2 месяца. Продолжительность – от 1 до 3 дней. По итогам контроля
составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.
Итоговый контроль
За квартал
- оценка уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализ реализации поставленной задачи.
Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля до педсовета или иных форм подведения итогов работы за указанный период и включает:
- освоение детьми ОП ДО;
- условия, созданные для педагогической деятельности;
- уровень педагогического мастерства педагогов.
По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.
За полугодие
- оценка результатов работы за полугодие на педсовете.
За учебный год
- выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце учебного года.
Персональный контроль
- изучение системы работы, оценка распространения передового педагогического опыта и внедрения инновационных технологий в практику работы определенными педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства;
- выявление состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе педагога по определенной теме.
Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. О намеченном контроле педагогов предупреждают за 1-2 недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.
№
п/п
Вид контроля
Разновидность контроля
Цель и содержание контроля
Примечание
2.
Фронтальный контроль
Предварительный контроль
- получение первичного представления о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, обеспечение) при принятии руководителя или старшим воспитателем ДОУ для его управления.
При организации фронтального контроля требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующей разновидности контроля. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием сроков контроля и состава комиссии. Предполагает всестороннюю проверку деятельности как педагога, так и ДОУ в целом. Изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Проводится в любое время года, продолжительность от 3 дней до недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и обсуждается на педсоветах, некоторые вопросы выносятся на совещание при заведующего.
Текущий контроль
- выявление общего представления о профессиональной деятельности педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы конкретного воспитателя
- установление правильности осуществления основных направлений развития ребенка.
В процессе этого вида контроля в течение целого дня или нескольких дней изучается работа двух воспитателей, работающих в группе.
Итоговый контроль
- комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) перед процедурой лицензирования,
- выявление готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).
3.
Оперативный контроль
Предупредительный контроль
- профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ.
Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта).
Содержание контроля: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение уровня владения образовательными технологиями и методиками; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день).
Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.
Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе.
О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее.
№
п/п
Вид контроля
Разновидность контроля
Цель и содержание контроля
Примечание
3.
Оперативный контроль
Экспресс-диагностика
- быстрый информативный сбор требуемых данных.
Содержание контроля: социологическое исследование (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровня развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.
Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе.
О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее.
Выборочный (эпизодический) контроль
- выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований;
- установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ОП ДО.
Содержание контроля: состояние работы по разделам ОП ДО, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела Программы в реализации поставленной годовой задачи.
Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе).
Основные формы контроля: просмотр образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы.
4.
Сравнительный
контроль
Контроль работы воспитателей двух параллельных групп
- сопоставление результатов работы воспитателей параллельных возрастных групп.
Контроль осуществляется администрацией ДОУ.
Контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы
- выявление разницы в работе воспитателей одной группы.
Взаимоконтроль (взаимопосещение)
- развитие самоанализа и самооценки одного воспитателя в сравнении с опытом другого;
- распространение эффективного педагогического опыта, улучшение образовательного процесса.
Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется самим педагогом в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации.
5.
Самоконтроль
- предполагает самооценку, самоанализ, самокоррекцию, развитие у педагогов ДОУ умения объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.
Посещения могут быть связаны с обобщением опыта педагогов.
Тематический контроль.
Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.
Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.
Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.
1-й этап. Постановка целей тематического контроля.
Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:
с улучшением учебно-воспитательного процесса,
ростом профессионального мастерства педагогов,
созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,
укреплением связей с родителями и т.п.
2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.
Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
Формы плана могут быть самые разные.
По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.
1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.
2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.
3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.
4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.
5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.
3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.
Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).
4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
В тематическом контроле, кроме заведующего и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
Задача старшего воспитателя — поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.
Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.
Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки.
Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.
Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.
Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.
Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки
по итогам контроля.
I. Первая часть–вводная. «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:
- предмет изучения;
- сроки изучения;
- тема контроля;
- цель и объект контроля;
- методы контроля;
- кто проверяет.
Пример. «Согласно годовому плану работы на 20 – 20 учебный год в период с .. по … проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в группе …»
Цели контроля:
выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,
наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.
Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в группе...
Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.
Проверяющий: … ( заведующий, старший воспитатель, воспитатель…)
II. Вторая часть – аналитическая. Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».
Здесь рассматриваются:
- общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;
- достоинства и недостатки его решения;
- факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;
- установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.
В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.
Пример. «В обследовании приняли участие … детей средней группы…, … детей средней группы …. В ходе тематической проверки были выявлены следующие показатели …
Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:
- у 80% детей средней группы … и у 82% детей старшей группы … сформированы навыки культуры поведения в быту;
- в средней группе … навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 35% детей, на среднем уровне – у 45%, на низком уровне – у 20% детей, что обусловлено…
III. Третья часть – заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо:
- обобщить результаты анализа, сделать выводы;
- определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;
- указать сроки и формы подведения итогов;
- поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;
- проставить дату составления справки
Оперативный (текущий) контроль.
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме:
Вопросы контроля
Возрастные группы, недели месяца
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
Примерные вопросы для оперативного контроля.
Вопросы, требующие постоянного контроля.
- выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;
- осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;
- результаты медицинского осмотра детей;
- проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;
- организация питания;
- посещаемость;
- выполнение режима дня;
- выполнение санэпидрежима;
- вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;
- повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;
- работа с молодыми воспитателями, наставничество;
- соблюдение здорового психологического климата в коллективе;
- работа с неблагополучными семьями;
- соблюдение правил внутреннего распорядка;
- техника безопасности;
- сохранность имущества;
- укрепление материальной базы;
- финансово-хозяйственная деятельность.
2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
- анализ заболеваемости;
- выполнение натуральных норм питания;
- выполнение плана по детодням;
- проведение физкультурных досугов и развлечений;
- состояние документации в группах;
- анализ детских творческих работ
- выполнение решений педсовета;
- документация и отчетность подотчетных лиц;
- проведение дней методической учебы педагогических кадров;
- уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;
- подведение итогов смотров и конкурсов.
3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
- участие педагогов в работе методических объединений;
- анализ детской заболеваемости;
- проведение дней здоровья;
- уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;
- выполнение ОП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);
- выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.
Циклограмма оперативного контроля работы
на 20 - 20 учебный год
Вопросы контроля
Месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI-VIII
Санитарное состояние
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Охрана жизни и здоровья
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Анализ травматизма
+
+
+
+
Анализ заболеваемости
+
+
+
+
Выполнение режима прогулки
+
+
+
+
+
Культурно-гигиенические навыки при питании
+
+
+
Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании
+
+
+
Культурно-гигиенические навыки при умывании
+
+
+
Режим проветривания
+
+
+
+
+
Проведение закаливающих процедур
+
+
+
Проведение фильтра
+
+
+
Проведение развлечений
+
+
+
Подготовка воспитателей к занятиям
+
+
+
Содержание книжных уголков
+
+
+
Содержание уголков изодеятельности
+
+
Содержание природных уголков
+
+
+
Содержание уголков ручного труда
+
+
Содержание физкультурных уголков
+
+
Содержание музыкальных уголков
+
+
Оборудование для сюжетно-ролевых игр
+
+
+
Оборудование для театрализованной деятельности
+
+
Наличие дидактических игр по задачам программы
+
+
План воспитательно-образовательной работы с детьми