Просмотр содержимого документа
«ВКО.район Алтай г.Серебрянск»
2
Тема нашего семинара:
Приобщение детей к культурно историческому наследию через народное декоротивно-прикладное искусство
Казахстан – многонациональная страна. Формирование таких качеств, как сознательность, ответственность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, внутренней культуры, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину, гражданином которой человек является – залог гражданского становления личности.
В Послании народу Казахстана ,Президент Республики
Н.А. Назарбаев подчеркнул, что: «Необходимо продолжить реализацию программы «Культурное наследие» и через осмысление прошлого развивать культуру настоящего времени».
В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в детском саду развивается этнокультура казахского и русского народа.
В Казахстане проживают и активно взаимодействуют казахи, русские, татары, корейцы, украинцы и другие этнические общности. Сосуществование и развитие всех народов нашей страны требует поиска путей достижения устойчивого баланса их интересов. Одним из эффективных средств решения данной проблемы является образовательно-воспитательный потенциал национальных культур, несущих в себе ценности, традиции и ориентации, способные углублять контакты, объединить все народы. Только через национальные культуры могут постигаться общечеловеческие ценности, не противостоящие друг другу, а подчеркивающие своеобразие, оригинальность и самобытность каждого народа, создающиеся усилиями всех народов. Неотъемлемой частью мировой культуры является национальная, представляющая собой культуру рода, семьи, в которой вырос ребенок. Задачу приобщения детей к истокам национальной и общемировой культуры призваны решать, в первую очередь, педагоги.
Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит и настоящее. В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует система мини-музеев .в нашем саду существует четыре мини –музея
На базе мини -музеев «Казахское национальное жилище» и «Русская изба», проводятся занятия по развитию речи, народному творчеству. Целью создания этих музеев было приобщение детей к национальной культуре. Одной из задач наших музеев является ознакомление и приобщение к культуре через создание своего творения.
Дети изготавливают и расписывают предметы быта, вместе с воспитателями и родителями реставрируют и полоняют музей новыми экспонатами. Приобщаясь тем самым к народному творчеству. Мини-музеи помогают разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей. Не мало важно, что и родители со своим ребенком возвращаются к истокам народного творчества, пополняя наш музей экспонатами. Собранные экспонаты служат в качестве методического материала для разных видов деятельности – для занятий по развитию речи, аппликации, рисованию, лепке, ручному труду, театральной деятельности и музыкальных занятий.
Так же в нашем детском саду , существует мини –музей «Народные промыслы», «Тряпичная кукла» эти музеи позволяют раскрыть созидательную роль казахского и русского народа, обозначить место декоративно – прикладного искусства в его духовной культуре.Народное искусство близко по своей природе творчеству ребенка непосредственностью, эмоциональностью, связью с природой, условностью, образами, оно помогает связать воедино такие области познавательного пространства, как: детская художественная литература, фольклор, поэзия и изобразительное искусство. Особое внимание уделяется укреплению связьи с родителями. Дети и их родители вовлечены в процесс создания музея с первых дней. Мини - музей не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены. Он доступен, здесь не только можно, но и нужно все трогать, рассматривать поближе.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детейи родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Нашими помощниками в возрождении традиций являются родители, своим примером показывая, что возвращение к истокам – главный источник духовно-нравственного воспитания. Эта работа ведётся нами в разных направлениях: проведение родительских собраний, анкетирования, консультаций, бесед и совместной деятельности детей и родителей в виде праздников, посиделок, где родители являются активными участниками народных игр, хороводов, викторин
Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении народных праздников. На протяжения всего учебного года была проведена большая работа по расширению базовых знаний детей.
Были проведены беседы на темы: « Знакомство с предметами быта народа». «Традиции и обычаи», «Знакомство с национальной кухней», «Национальные костюмы различных народов,В каждой группе изготовленый лэпбуки на соответствующие темы.
В прошлом году, в нашем детском саду проходила выставка казахского народного прикладного искусства. Очень много экспонатов изготовленных своими руками принесли родители.С огромным интересом дети рассматривали поделки. Знакомились с казахским народным костюмом, с национальным орнаментом, вышивкой, различными музыкальными инструментами. Пробовали казахские национальные блюда, различные сладости и угощения. Воспитатели знакомили детей с национальными играми. В этом году мы провели выставку русской народной игрушки «Кукла мотанка». Перед выставкой была проведена большая работа. Интерес к народным ремеслам в современном мире возрастает все больше и больше .Считалось, что куклы, сделанные своими руками, обладают магическими свойствами. Именно поэтому мы решила обратить свое внимание на старинную тряпичную куклу. Чтобы привлечь внимание детей к изготовлению тряпичной куклы мы вместе с ними рассматривали уже готовые куклы, знакомились с их названиями, играли в народные игры, рассматривали образцы тканей, нитей, ленточек, приносили красочные лоскутки из дома. Играли в дидактические игры, рассматривали иллюстрации с народными игрушками, и только после этого приступили к изготовлению тряпичной куклы.
Результат – выставка кукол как яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является сохранение, укрепление и развитие добрых народных традиций и обычаев, передача подрастающему поколению житейского духовного, производственного опыта.
Мы будем продолжать работу в данном направлении, потому что своя культура выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.