Просмотр содержимого документа
«Влияние конструктивной деятельности на развитие личности ребёнка.»
Влияние конструктивной деятельности на развитие личности ребенка.
В практике дошкольного воспитания доказано, что дошкольное детство играет особую роль в общем процессе формирования личности и способствует этому такой вид деятельности, как конструктивная деятельность.
Конструирование открывает большие возможности для всестороннего развития личности ребенка и его подготовки к обучению в школе.
Отвечает интересам и потребностям детей и в то же время обладает чрезвычайно богатыми возможностями воспитания. Исследования психологов показали, что конструктивная деятельность оказывает влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.
Конструктивные знания благоприятно влияют на развитие устойчивого произвольного внимания, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели, обостряют ум, тренируют глаз и точность движений. На занятиях по конструированию дети уточняют представления о пространстве, геометрических формах, пополняют представления о различных размерах, практически усваивают некоторые геометрические понятия (угол, сторона), узнают, из каких частей состоит, может состоять, та или другая поделка. У детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их.
Решая конструктивные задачи, дошкольники учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
Занятия с материалом для конструирования имеют большое значение для организации детского коллектива, для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе. Н. К. Крупская говорила, что чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет человек, умеющий всей душой отдаваться общему делу.
На занятиях по конструированию мы воспитываем у детей уважение к товарищам, их труду и замыслам. Воспитываем бережное отношение к предметам, трудолюбие, умение преодолевать трудности, заканчивать начатое дело, доводить его до конца (до получения результата).
Эти занятия ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач.
Конструирование значительно расширяет кругозор детей.
Мы можем развивать художественный вкус, вызывая у детей эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, поделок, изобретений.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях.
Конструирование имеет значение, прежде всего, для развития у дошкольника образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представления о целостном образе - предмета.
Так как ребенок, создавая конструкцию, то есть модель какого-либо реального объекта, начинает иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает.
Конструктивная деятельность способствует расширению словаря, обогащению речи детей.
В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц,
Конструктивная деятельность открывает большой простор для фантазии и творчества, способствует развитию творческого воображения, вызывает положительные эмоции, сохраняя на длительное время живость реакции.
Итак, целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе.
Оно способствует формированию у дошкольников умения учиться, раскрывать им, что основной вид деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.