Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста
Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста
Для детей старшего дошкольного возраста, любовь к сказке возникает если ребенок часто их слышит и сопровождается любовь и знание как в школьном возрасте, так и до конца жизни. Дети знакомятся какие сказки бывают, какой смысл несут, учатся правильно понимать смысл сказки, учатся правильно передавать суть сказки или рассказа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста
Данько Т.В., студентка 3 курса ДШО 18/9 НЧУ ПОО «Сочинский гуманитарно-экономический колледж», младший воспитатель МДОБУ №122 г. Сочи
Научный руководитель – канд. социол. наук, доцент, кафедры педагогического и психолого-педагогического образования СГУ Григоращенко-Алиева Н.М.
Аннотация: Для детей старшего дошкольного возраста, любовь к сказке возникает если ребенок часто их слышит и сопровождается любовь и знание как в школьном возрасте, так и до конца жизни. Дети знакомятся какие сказки бывают, какой смысл несут, учатся правильно понимать смысл сказки, учатся правильно передавать суть сказки или рассказа. Сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании. Развивают речевые навыки, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление, театрализованные навыки. Учатся сочинять и проигрывать сказки, правильно проговаривать роли персонажей сказки, подбирать правильно тембр, тон.
Ключевые слова: Сказка, рассказывание, художественный жанр, словесное творчество, речевая деятельность, творческие рассказы, творческое рассказывание, виды сказок, фольклорные сказки, художественно-речевая деятельность, чтение, словесные методы, развитие художественно-речевых способностей.
The influence of fairy tales on the artistic and speech activity of older preschool children
Danko T. V., 3rd-year student of DSHO 18/9 NCHU PO " Sochi Humanitarian and Economic College», junior teacher of MDOBU No. 122, Sochi
Abstract: For older preschool children, the love of fairy tales arises if the child often hears them and is accompanied by love and knowledge both at school age and until the end of life. Children get acquainted with what fairy tales are, what meaning they carry, learn to correctly understand the meaning of a fairy tale, learn to correctly convey the essence of a fairy tale or story. Fairy tales contribute to the assimilation of all forms of language, which make it possible for children to develop their own speech skills when telling stories. Develop speech skills, articulation apparatus, memory, attention, thinking, theatrical skills. They learn to compose and play fairy tales, correctly pronounce the roles of the characters of the fairy tale, choose the right timbre, tone.
Keywords: Fairy tale, storytelling, artistic genre, verbal creativity, speech activity, creative stories, creative storytelling, types of fairy tales, folk tales, artistic speech activity, reading, verbal methods, development of artistic speech abilities.
Введение
Сказка играет одну из ключевых ролей в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Еще в раннем детстве ребенок встречается с поистине волшебным и увлекательным миром сказок, и это первое знакомство продолжается всю его жизнь. Вот уже много эпох сказки составляют основу педагогических знаний человека, знакомят его с премудростями жизни, служат проводником в мир справедливости и добра, героизма и мужества, долга и любви. Более того – сказка формирует мировоззрение старшего дошкольника, становясь одним из первых его учителей.
Психологическая и педагогическая литература к старшему дошкольному возрасту относит категорию детей, возраст которых составляет 5 – 7 лет. Как раз в этот период у ребенка уже сформировались такие базовые познавательные способности, как мышление, восприятие, память, речь, самосознание, активно проявляется личностная форма общения, сопереживание и взаимопонимание.
В этот период дети осваивают разнообразные виды деятельности, например – трудовую, игровую, бытовую, продуктивную, а также азы общения. Их жизненные познания гармонично коррелируются логически выверенной и грамотно построенной речью. Они окунаются в фантастическую среду, требующую проявления самостоятельности, творчества и управления эмоциями. Знакомясь с миром сказок, и каждый раз проигрывая историю главных персонажей, у детей активируется и развивается речевой аппарат, значительно увеличивается запас слов. Ребенок старшего дошкольного возраста имеет словарный запас около 4000 слов [4].
Условно такой словарь можно разделить на 2 категории:
1. Активный. В этом случае дошкольники слова понимают и употребляют.
2. Пассивный. Дети слова не понимают и не употребляют.
В связи с этим большое значение имеет расширение словарного запаса, Увеличение и качественное расширение словарного запаса должно представлять собой деятельность, связанную с восприятием, а также исполнением содержания литературных произведений, в процессе которого будет развиваться словесное творчество.
Речевой деятельностью – принято считать определенный вид деятельности (как например игровая, трудовая, или познавательная), характеризующийся целенаправленностью и предметным мотивом, состоящий из последовательных фаз планирования, ориентировки, контроля и реализации речевого плана (Л.С. Выготский) [2].
Благодаря сказкам дети буквально окунаются в чудесный мир фантазии. Вот почему знакомство с этими произведениями – является главной целью работы, связанной с формированием и развитием речевых способностей дошкольника. Важной задачей развития речи детей является формирование самостоятельности в процессе художественно-речевой деятельности, а также развитие их творческих способностей.
Работая над выразительностью реплик сказочных героев, а также над собственными высказываниями, у ребенка развивается звуковая культура речи, качественно расширяется его словарь. Помимо этого дошкольники постигают способы исполнения ролей в инсценировках, в играх, основанных на сюжетах сказок. Стоит отметить, что такие инсценировки значительно повышают интерес ребенка к литературным произведениям вообще.
Закреплению полученных знаний и практических умений в детском саду способствуют дидактические игры. Они используются для формирования художественно-речевых навыков детей и являются практической методикой развития их речи. Кроме этого прорабатывать литературный текст можно с помощью театрализованных игр, импровизаций, или игр-драматизаций.
Развитию художественно-речевых способностей дошкольников в процессе знакомства со сказками способствует интонация, эмоциональность, возможность использования шуток для объяснения непонятных моментов сюжета. Эмоциональное проведение детских игр активизирует речь дошкольника. Потому всестороннее развитие художественных и речевых навыков в ходе занятий для знакомства со сказками – служит основным инструментом работы педагога.
В связи с этим представляет интерес мнение исследователей (Л.С. Выготского, Л.И. Божович и других): «формирование творческой личности начинается в раннем детстве, когда маленький человек комбинирует, воображает, видоизменяет и в результате – создает нечто новое, каким бы малым оно на первый взгляд не казалось» [3. с 336].
Ряд ученых, таких как Н. Е. Ончуков, А. Н. Афанасьев, Ю. М. и Б. М. Соколовы, в своих работах неоднократно отмечали, что сказка – это не только лишь высокохудожественное произведение народной словесности, но также и памятник «живой старины», глубокой национальной истории.
Все сказки можно поделить на такие группы: бытовые сказки, сказки о животных, а также волшебные сказки. Такие группы позволяют сформировать представление о развитии фольклорного жанра.
Бытовые сказки. Сюжет этих сказок, как правило – не содержит чудес. В них описываются настоящие человеческие отношения, а также необычные происшествия. Здесь отражена борьба противоположных качеств: доброты и лицемерия, порядочности, честности – лжи и жадности [1.с. 130-134].
Сказки о животных. В сюжетах таких произведений главными персонажами выступают домашние, или дикие животные, которые как правило, наделены характерными человеческими качествами: мудростью, силой, трусостью, отвагой, хитростью и ленью.
Волшебные сказки. Здесь главные герои рождаются с волшебными способностями, они совершают благородные поступки и отважные подвиги. Сюжетная линия состоит из череды волшебных превращений. В этой группе сказок воспевается доброта, смелость, мужество – что является отличным воспитательным примером для ребенка, способствует формированию у него таких моральных принципов, как верность, упорство, справедливость и долг. Именно поэтому в волшебных сказках добро всегда торжествует и, в конечном счете – всегда побеждает зло.
Как творческий жанр, сказки решают множество педагогических задач. Они знакомят человека с жизнью, вселяют в него оптимизм, а также веру в торжество справедливости.
За фантастическим сюжетом и сказочным вымыслом скрываются часто настоящие человеческие взаимоотношения. Сказка оказывает сильное эмоциональное воздействие на дошкольника, а жизнеутверждающий тон и подлинные человеческие идеалы – наделяют эти народные произведения художественной убедительностью. Сказка существенно расширяет кругозор, формирует целостное представление об окружающей действительности, способствует развитию эмоциональной, познавательной, речевой и волевой сферы. Они развивают фантазию детей, делают обучение творческим, интересным, и привлекательным.
ВЫВОД: Когда ребенок станет взрослым – он не забудет своего знакомства со сказками, с волшебным и прекрасным миром настоящей красоты и чудес, который будет сопутствовать ему всю его долгую жизнь. Сказки у детей старшего дошкольного возраста развивают способность пересказывать, память, связную речь, наполняют активный словарь ребенка множеством старинных слов, повышают творческую активность речи и закладывают прочный фундамент для развития детского словесного творчества.
А более всего – сказка, живущая в сердце каждого ребенка, способствует развитию лучших качеств его души.
Список использованной литературы:
Большая школьная энциклопедия / Под ред. М.В. Рыжакова и А.А. Кузнецова. Том 2 – М.: ОЛМА Медиа Групп,– 2007 –2 издание С. 130-134.
Гайдук О.С.Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. № 14, – С. 124-129.
Пономарева В.И., Наговицын А.Е.. Типология сказки – М.: Генезис, – 2011. – С. 336.
Пиаже. Ж. Речь и мышление ребенка. Изд.: АСТ, 2020 – С. 416.