Просмотр содержимого документа
««Влияние современной игрушки на развитие ребенка»
Нельзя представить развитие богатого эмоционального мира ребёнка без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Исследования педагогов и психологов подтверждают тот факт, что игрушка является средством развития психики. Действуя с игрушкой, ребенок адаптируется в окружающем мире, социализируется и приобщается к жизни взрослых. Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Известный психолог Урунтаева Г.А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Известный педагог в области изучения игрушки Менджерицкая Д.В., считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности Что же такое игрушка? Игрушка – предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближая игру к действительности. Когда ребенок в игре берет на себя роль мамы, надо иметь в руках куклу-дочку, которую можно укладывать спать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел игры. Важным условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал; превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки; использовать как комнату с окошками и дверью для маленькой куклы и др. Выбор игрушек. Детям следует приобретать разнообразные игрушки, но основное требование: игрушки должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу», быть достаточно прочными, иметь некую ценность в развитии ребенка и соответствовать определенному возрасту малыша. Часто можно видеть, как девочки 3-4 лет приносят в детский сад кукол, не по своему возрасту, а мальчишки с гордостью вносят в группу агрессивные, ненужные игрушки. Кукла Барби и ей подобные считается игрушкой детей скорее школьного возраста. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. И со временем могут стать качествами самого ребенка. По мнению В.С. Мухиной, «кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла - заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла для ребенка - не только дочка или сынок. Кукла - партнер по общению в игре ребенка». Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы, социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры. Для маленького ребенка кукла должна иметь: - детскую внешность; - экологический материал, без резкого запаха, мягкий и приятный на ощупь; - игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц; - волосы прочно держатся, их можно расчёсывать; - телесные признаки пола отсутствуют; - куклу можно переодевать без расчленения тела; Страшные игрушки или антиигрушки стали чрезвычайно яркими и популярными, поэтому практически полностью заполонили прилавки магазинов. Устрашающий внешний облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания. Обилие деталей, всевозможные технические "навороты", делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша. Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова "мутант" и "биоробот" несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со "сверхчеловеческими" способностями, иногда в "железной броне" и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек. Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке. Игрушка программирует поведение ребёнка. Агрессия маленького человека накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные формы. Такие игрушки могут способствовать появлению у ребёнка невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов). Для возбудимых детей игра с такими игрушками способ выбросить лишнюю энергию. Но чаще, такая игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует в нем психологическую зависимость. Родители интуитивно чувствуют неприятие к этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было, и иногда сами предлагают такую игрушку малышу. При этом объяснения находятся самые благие — ведь руководством к действию было желание доставить удовольствие ребенку. Но будет ли это удовольствие полезным? Таким образом, взрослым необходимо помнить, каков ребенок в игре, какие игрушки он выбирает, таков он и будет в жизни, в будущем. В играх дети воспитывают в себе личность, познают самих себя. Изменения, которые произошли в нашем обществе, влияют не только на усовершенствование игрушки, но и на степень взаимодействия с ней, на само психологическое пространство, в котором ребенок взаимодействует с игрушкой, как он на нее реагирует, какой психологический и культурный смысл они несут детской психике. Поэтому, прежде чем купить игрушку ребенку, следует задуматься и сделать свой выбор не на дорогих, бесполезных, накапливающих агрессию, развивающих тревожность, страхи игрушки, а на те, которые воспитают у ребенка чувства доброты, способность к вере, красоту и мудрость.