kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внедрение собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Коляденковой Натальи Александровны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение собственного инновационного педагогического опыта  воспитателя Коляденковой Натальи Александровны

 Тема инновационной работы: «Развитие конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Коляденковой Натальи Александровны»

Внедрение собственного

инновационного педагогического опыта воспитателя

Коляденковой Натальи Александровны

Тема инновационной работы:

«Развитие конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста».


Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Происходящие изменения в системе российского образования выдвигают новые требования к дошкольному образованию. В концепции модернизации образования говорится о том, что обществу нужны современные, думающие, инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу.  Развития познавательных способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей – это формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии ребенка, так как позволяет вызвать у детей потребность к творчеству, развивается любознательность, коммуникативность, трудолюбие. На третьем году жизни ведущим видом деятельности ребёнка остается предметная  и начинает развиваться игровая деятельность. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребёнка. Это и послужило выбору темы моей работы: «Развитие конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста».

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Прежде чем приступить к работе по теме инновационного направления мною были изучены научно-практические материалы, печатные издания, электронные материалы, различные методические рекомендации по организации и проведению занятий по конструированию и развитию логического мышления.

Для себя я определила основные направления работы по инновационному направлению:

  • развитие навыков конструирования,

  • активизация познавательной деятельности и развитие речи посредством строительных наборов: деревянные и пластмассовые и конструкторов и дидактических игр;

  • развитие мелкой моторики;

  • построение качественного образовательного процесса, направленного на обеспечение развития мышления средствами конструирования.

Для развития  конструктивных способностей мною была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития познавательной

активности дошкольников:

  1. различные виды конструкторов ( конструкторы «Кроха», «ЛЕГО-ДУПЛА», мозаики, строительные наборы: деревянные и пластмассовые);

  2. яркий красочный дидактический материал;

  3.  методическое сопровождение.

Одним из условий становления моего инновационного опыта стало активное подключение родителей к данной проблеме. В первую очередь, провела собрание «Как выбрать конструктор для ребенка?». Затем работу с родителями строила в соответствии с тематическим планированием. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам организации конструктивной деятельности оформила уголок «Учимся, играя», где выставляла наглядную информация, подбирала методическую литературу для родителей.

Для реализации педагогической идеи старалась создать и поддерживать положительный психоэмоциональный комфорт в группе, создавала условия для реализации каждым ребёнком своих лучших качеств, своих потребностей, возможностей, желаний.

Следовательно, мне хочется видеть своих воспитанников любознательными, коммуникабельными, творческими личностями.

Ведущая педагогическая идея: «Формирование целеустремленной личности, способной управлять своим поведением и планировать свои действия».

Теоретическую базу опыта составляют:

-- Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014.—352 с.

– Левина, А. Развиваем восприятие (3-4 года) / А. Левина. – Издательство ОЛМА- ПРЕСС Экслибрис, 2004 г.

  • Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.

  • Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: « ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. – 88 с.: ил.

  • Брофман, В – Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.-144с.: илл.


Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Принципы реализации инновационного опыта: принцип последовательности; принцип наглядности; принцип доступности; принцип учёта индивидуальных особенностей, принцип интегрированного подхода.

Методы инновационной работы:

– наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание;

– информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого;

– репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу;

– словесные: убеждение, беседа, объяснение, художественное слово;

– изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме инновационной работы;

– метод проектной деятельности;

– игровые.

Приемы: педагогическая оценка, поощрения, сюрпризный момент, достраивание и убирание лишнего и пр.

Средства реализации:

- создание развивающей предметно- пространственной среды в группе;

- повышение своей профессиональной квалификации.

Средствам воспитания:

1. воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, образец);

2. воспитание делом (деятельностью);

3. воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, педагогическая оценка);

4. воспитание игрой;

5. воспитание общением.

Средства обучения – конструкторы, ТСО, разнообразные виды деятельности (игровая, учебная, художественная, трудовая), игрушки, наглядные пособия и пр.

Формы организации образовательного процесса: занятия по конструированию, дидактические и подвижные игры, физкультминутка, прогулка, наблюдения.

С раннего возраста дети приобретают знания и сведения об окружающих предметах, расширяют свой кругозор, осваивают предметное окружение в его изменении, движении, развитии. В возрасте 2-3 лет у детей впервые появляется желание не просто манипулировать предметами, как они это делали ранее (катать, стучать, бросать и т. п.), а создавать из них что-либо новое, дети начинают задумываться над тем, как усовершенствовать какой-то предмет, сделать его более красивым и полезным, т. е. у них пробуждается творческое мышление. Затем они хотят в итоге своих действий получить вполне определённый результат: дом или гараж, из стульчиков поезд или машину. Развивая конструктивные способности, я помогала детям овладевать навыками творческо-преобразовательной деятельности, т. е. учила их что-то придумывать, видоизменять предметы с помощью различных конструкторов.

Поэтому на занятиях продуктивной деятельности я использовала персонажей и давала детям время после занятия, чтобы они смогли обыграть своё творение, так как в младшем дошкольном возрасте источником накопления чувственного опыта является игрушка, играя с ней, ребёнок познаёт мир, свойства материалов, форму, цвет, различные явления, но особенно эффективны в этом возрасте занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками. Действия ребенка с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.

  1. В группе создала уголок «В гости к Игровичку», где собрала различные дидактические игры, авторские игры такие как: «Времена года», " Карусель", " Большой и маленький", " Семья", " Овощи, фрукты","Мой дом", " Цветные кармашки", " Морские обитатели", " Лесные жители", " Волшебный лес", " Игры и сказки для развития речи". Разрезные картинки: "Домашние животные", " Игрушки", «Построим дом». Дидактические картинки: Профессии, Мебель, Цветы, Транспорт, Дикие животные, Овощи и фрукты, Животные России, Деревья, Времена года, Посуда, Птицы, Дорожная азбука, Игрушки.

  2. Чтобы создать, то чего ещё нет, ребёнку необходимо заранее - в уме – представить результат, который желательно получить в конце. Поэтому на первом этапе моя задача была создать мотивацию для зарождения продуктивной деятельности. Ребёнок должен представить себе образ задуманного, и после этого уже выбрать нужный материал. Начинала с предметов и объектов простой формы: дорожки, башни, заборы, затем автотранспорт, предметы мебели, конструирование по схемам. В процессе конструирования дети подбирали детали, необходимые для разных частей сооружения, определяли длину необходимой детали путем пересчета кнопок-креплений на пластине или блоке при помощи взрослого или путем наложения одной детали на другую.

В младших группах рекомендую применять следующие виды занятий:

- конструирование по образцу

- конструирование с опорой на схемы

- конструирование по собственному замыслу.

Конструктивная деятельность непосредственно связана и с сенсорным воспитанием – это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Ребенку необходимо учитывать при постройке конфигурацию каждой детали и такие пространственные показатели, как симметричность и асимметричность.

Таким образом, задача взрослого помогать ребёнку на всех этапах конструктивной деятельности. А для достижения результата в работе с детьми младшего дошкольного возраста я использовать два основных приёма: похвалу и проявление интереса к деятельности ребёнка. Способность поставить и представить конечную цель своих действий, удерживать её в мыслях всё время, необходимое для её достижения, и есть те важнейшие конструктивные способности, которые должны появиться у ребёнка к трём годам.

Работая в этом направлении к более старшему возрасту, мы можем получить целенаправленную личность, способную управлять своим поведением и планировать свои действия, умеющей решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.

Опираясь на данные исследования и современные требования к дошкольному образованию, мной был разработан педагогический проект «Городской транспорт». Данный проект был внедрен в воспитательно-образовательный процесс в течении 2013 - 2014 учебного года.

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через организацию конструктивной деятельности. Для реализации цели определила следующие задачи:

- сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

- развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

Реализовывался проект в несколько этапов. На подготовительном этапе повышала теоретическую профессиональную педагогическую компетенцию по вопросам организации конструктивной деятельности.

На практическом этапе, реализовывала мероприятия проекта, по двум направлениям: «Воспитатель - Дети», «Родители-дети». Содержание работы в данном направлении строилось по одному из видов конструирования: техническое (из строительного материала, деталей конструктора), которое заключалось в проведении различных дидактических, сюжетно-ролевых игр, занимательных заданий, развивающих занятий. В рамках семейных творческих мастерских в детском саду прошли выставки детско-родительского творчества: выставка поделок из природного материала «Дары осени», конкурс «Елочка - зеленая иголочка». Конструктивную деятельность родители продолжали и дома с детьми, что способствовало проявлению их творческих способностей. А в конце 2014 года прошло итоговое мероприятие по теме «Город моей мечты», где семьи, представляли свои проекты, сделанные из строительного материала, деталей конструктора, бросового материала.

В 2015 г мною был разработан проект для младших дошкольников «Мордовская матрёшка» Цель проекта: познакомить детей младшего дошкольного возраста с народным творчеством на примере народных игрушек, с устным народным творчеством. А с 2016 г я работаю в рамках новой инновационной темы «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста ».

Анализ результативности.

Вся проводимая работа по инновационной деятельности привела к следующим результатам:

-повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию мышления детей младшего дошкольного возраста средствами конструирования в разных видах детской деятельности;

-проявление самостоятельности, творческой активности у детей;

- повышение уровня сформированности приемов умственной деятельности (классификации, сравнения, анализа и синтеза, обобщения, абстрагировании);

-повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

Проводила педагогический мониторинг по выявлению уровня развития конструктивных навыков и умений, по следующим параметрам:

-умение принять цель;

-умение выбрать материал и организовать рабочее место (при помощи взрослого);

-сформированность практических умений и навыков у детей;

-результативность и целеустремлённость в достижении результата.

Результаты педагогического мониторинга показывают, как возрастает качество знаний и умений, возрастает творческая, познавательная активность ребёнка. Большое влияние такое обучение оказало и на развитие речи детей. Были проведены итоговые мероприятия по теме «Город моей мечты», показаны мастер-классы для родителей и педагогов, организованы выставки продуктивной деятельности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В процессе становления и внедрения педагогического опыта я столкнулась с некоторыми проблемами. Первая проблема – в процессе коллективной работы приходилось варьировать различными приёмами и методами обучения и воспитания детей для достижения положительного результата, так как возникали конфликты между детьми, осуществляя при этом индивидуальный подход.

Вторая проблема – это отношение родителей к данному виду детской деятельности. Не все папы и мамы уделяют должное внимание конструированию в домашних условиях, как одному из ведущих видов детской деятельности. Хотелось бы приобрести ещё несколько конструкторов с более крупными деталями, пополнив тем самым пространственную среду, но финансовые возможности не позволяют это сделать.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

В данной инновационной работе предпринята попытка систематизировать знания, обосновать эффективность использования конструктивной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Результаты, накопленный опыт, полученные в ходе инновационной работы могут быть использованы в педагогической практике воспитателей.

Возможность тиражирования

Опыт работы размещен в социальной сети на сайте МДОУ «Детского сада №44» (Адрес сайта http: http://ds44sar.schoolrm.ru/sveden/employees/) и образовательном портале www.prodlenka.org.

Наличие обоснованного числа приложений:

  1. – авторский проект по познавательному развитию «Городской транспорт» для детей младшего дошкольного возраста;
  1. – фотоматериалы;

– методические рекомендации по использованию конструктора Лего в работе с детьми;

– конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению в младшей группе «Домик для Мишки;

– виды организации занятий по конструированию с использованием конструкторов LEGO.(Приложение 1).



Заведующая МДОУ «Детский сад №44» Дегтярева Т.Н.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коляденкова Наталья Александровна

Дата: 02.02.2018

Номер свидетельства: 454225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства