Вот и подрос малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельным. Но авторитет родителей ничуть не уменьшился. Мамы и папы остаются для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Родителям следует воспитывать у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Чтобы шаги на пути к безопасности на дороге стали тоже безопасными, родители должны знать о своем ребенке следующее:
В 3 – 4 года ребёнок может отличить движующуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет- боковым зрением он видит примерно 2\3 того, что видят взрослые, не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правельно распределять внимание и определять существенное от незначительного.
В 7 лет- более уверенно отличать правую сторону дороги от левой.
В 8 лет- может мгновенно отреагировать на оклик и т.п.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета; его удаленность и временем ( чем длиже автомобиль, тем он больше)
Психологи утверждают: у малыша дошкольного возраста поле зрения сужено.Поэтому он не может даже приблизительно определить расстояние к приближающемуся транспортному средству. А понять, с какой скоростью оно движется, зачастую не может даже более взрослый ребенок.
Малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте не воспринимают машину как угрозу: они ещё не знают, что такое смерть, страдание и боль. Поэтому приоритетным заданием в воспитании ребёнка есть:
Развитие в нём умения правильно оценивать ситуацию;
Умело действовать в неординарной ситуации, не подвергая свою жизнь опасности.
Воспитатели в детском саду ориентировать родителей дошкольников на то, чтобы те постоянно решали с ребёнком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером. Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей.
Анкета для родителей:
Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу ( мостовую)?
Обучаете ли Вы своего ребёнка правилам поведения в транспорте?
Знает ли Ваш ребёнок, где находится школа, в которой он будет учиться? Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются на дороге?
Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?
При обучении своего ребёнка правилам дорожного движения очень своевременной будет использовать художественную литературу, разные её жанры. Например, пословицы: « тише едешь – дальше будешь», « гляди в оба, да не разбей лоба», « ехал прямо, да попал в яму». Загадки:
« Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь» . ( светофор )
« Что за чудо – синий дом
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином» . ( автобус )
«Держусь я только на ходу,
А если стану – упаду» . ( велосипед )
Так же уместно использовать считалки, стихи ( О. Бедарев « Если бы…», В. Семернин «Запрещается – разрешается», В. Берестов « Это еду я бегом», Я. Пищумов « Машины» и т.д.)
Зная индивидуальные черты своего ребёнка ( анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент), продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.