Актуальность данной работы заключается в том, что игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Значение игры в жизнедеятельности дошкольника трудно переоценить. Отметим следующее. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры. Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.
Трудно представить роль, которую в нашей жизни играет автомобильный транспорт. Каждой десятой жертвой при дорожно-транспортном происшествии становится ребенок. Именно поэтому в старшем возрасте проведение сюжетно-ролевой игры актуально. Дети получают и закрепляют знания, необходимые в повседневной жизни, учатся их применять.
Сюжетно-ролевая игра «Водители. Гараж. Дорожная полиция.»
Воспитательные задачи:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, способствовать к разрешению конфликтов
Умение считаться с желаниями и интересами товарищей
Навыки культурного поведения в общественном и личном транспорте
Обучающие задачи:
Продолжать учить детей правильному и осознанному поведению на дорогах
Расширить знания о назначении дорожных знаков, различных видах транспорта, светофоре, элементах улицы
Уточнить знания о профессиях, связанных с этой отраслью
Учить анализировать и решать дорожно-транспортные ситуации
Развивающие задачи:
Формировать самостоятельность в создании игровой обстановки
Продолжать учить распределять роли в соответствии с замыслом
Развивать умение коллективно возводить постройки
Развивать диалогическую речь
Интеграция образовательных областей
Социум
Формирование желания организовывать игру
Развитие и обогащение сюжета
Формирование умения налаживать и регулировать контакт во время игры
Труд
Закрепление умения поддерживать порядок в группе
Расширение представлений о труде взрослых
Воспитание уважения к их труду
Безопасность
Расширение знаний о правилах дорожного движения
Познание
Формирование умения создавать разнообразные постройки
Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве
Ознакомление с понятием денег, их функциями
Коммуникация
Развитие речи, как средства общения
Обогащение словаря
Ожидаемые результаты:
Обогащение имеющихся знаний и представлений о правилах дорожного движения
Формирование осознанного поведения на улице
Появление устойчивого интереса к игре
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка
Положительный пример взрослых в соблюдении правил дорожного движения
Чтение художественной литературы
Б. Житков, «Что я видел» (главы из произведения).
В Сутеев «Разные колёса»
Б Житков «Шофёр»
С.Михалков « Если свет зажёгся»
Продуктивные виды деятельности
Подготовить планы схемы дорог
Подготовить права для водителей, маршрутные путевые листы
Подготовить атрибутику к игре
Беседы с детьми
У кого из родителей есть машины? Кто такие водители? Чем они занимаются? Где ставят машины?
«Кто работает в дорожной полиции?», «Что такое дорожная полиция?», «Во что одеваются работники дорожной полиции?», «Для чего у них специальная форма?», «Что было бы на дорогах если…»
Дидактические игры
«Договаривание слов»
«Гаражи»
Организованная учебная деятельность
Экскурсия на автостоянку
Ознакомление с окружающим «Знаки разные нужны, знаки каждые важны»
Работа с родителями
-Анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города»
-Ознакомление родителей с опасными для ребенка ситуациями, возникающими на дороге
-Сбор информационного материала, художественной литературы, иллюстраций в уголок книги по ПДД
-Изготовление атрибутов для игры
-Выставка совместных рисунков родителей и детей на тему: «Такие разные машины»
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Водители. Гараж. Дорожная полиция»
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста культурного и безопасного поведения на дорогах улицы Учить детей предварительно планировать этапы предстоящей игры, уметь находить нужные для данной игры предметы, использовать разнообразные предметы-заменители. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, работников автоинспекции, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор-водитель», «инспектор-пешеход», закреплять знание правил дорожного движения
Ситуация
Атрибуты
Действия
воспитателя
Деятельность детей
Подготовка машины, автобуса к рейсу
Определение места работы инспекторов, работа с планами;
Оформление документов на машину;
Отчёт инспекторов начальнику дорожной полиции.
Рули; планы, схемы дорог;
Различные документы (права, технические паспорта автомобилей); наборы инструментов для ремонта автомобилей; дорожные знаки, светофор; страховые карточки;
Автомобильные аптечки; телефоны, жезлы; свистки;
дорожные знаки; светофоры;
водительские права.
Обеспечивает необходимым оборудованием, в ходе игры воспитатель, он же и «заведующий гаражом»,даёт указания «механикам»,получает по телефону заявки на перевозки,раздает маршрутные листы «водителям»,напоминает правила дорожного движения, помогает «инспектору движения»
Справиться с ролью, наблюдает за детьми, при необходимости вмешивается или включается в игру.
Диспетчер выдаёт путёвые листы водителям;
Водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину; берёт на буксир товарища, доставляет груз по назначению.
Бензозаправщик устанавливает очередь, оказывает помощь в заправке.
Пассажир покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения.
Механик производит ремонтные работы; заполняет путевые листы, проверяет состояние машины перед рейсом
Сторож автостоянки помогает разместить машины на стоянке, охраняет их
Инспектора регулируют движение, проверяют документы, следят за нарушениям, выписывают штрафы.