Просмотр содержимого документа
«"Волшебные свойства пластилина "»
Утверждаю
Заместитель директора по ДО
МБОУ БСОШ №2
______________/Р.К. Тайсина/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бардымская средняя общеобразовательная школа №2»
структурное подразделение «Детский сад»
Педагогический творческий проект
«Секрет волшебного пластилина»
(срок реализации – 1 год, возраст ребенка – 4-5 лет)
Руководители проекта:
Кучукова Р.В.
Ахмарова А.М.
Барда, 2019
Пояснительная записка
Проблема развития мелкой моторики дошкольников в настоящее время приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением научно-теоретических исследований. У современных дошкольников имеется общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё совсем недавно нашим родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать, а сейчас всю эту работу выполняют машины. Технический прогресс освободил время для других важных дел, это повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность современных детей к письму. Также одним из главных показателей готовности ребенка к школе считается развитие мелкой моторики рук.
Наблюдая за детьми средней группы «Зайчата» во время образовательной и самостоятельной деятельности мы выявили, что у большинства детей недостаточно развита мелкая моторика рук (не правильно держат ложку, карандаш, кисть, плохо ими владеют; не умеют шнуровать ботинки, застегивать пуговицы).
«Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка. Проблемой развития мелкой моторики детей занимались учёные института физиологии детей и подростков М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, которые своими исследованиями доказали взаимосвязь интеллектуального развития и мелкой моторики рук. Систематизированные упражнения по развитию мелкой моторики пальцев, по мнению М.М.Кольцовой, являются «мощным средством» для развития головного мозга ребенка».
В свободное от занятий время дети больше предпочитают рисовать карандашами, заметив это, мы решили попробовать дать им другой материал для рисования. Ведь рисовать можно не только карандашами и красками. Ребятам было предложено несколько вариантов нетрадиционного рисования, такие как: рисование ватными палочками, пальчиками, ладошками, печать из ниток и из картофеля, пластилинография.
Ребят большое внимание привлекло пластилинография - нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. С раннего возраста ребёнок знаком с пластилином – мягким и податливым материалом, из которого можно лепить всё, что угодно, но не все знают, что пластилином можно ещё и рисовать. Рисование пластилином требует определённых физических усилий пальцев обеих рук, что способствует их развитию, а это, в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие речи, (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), подготавливает руки к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает формирование навыков письма.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и практики, необходимость их решения определили тему работы: «Секрет волшебного пластилина».
Проблема: для того чтобы развивать мелкую моторику рук у детей, необходима особая организация разных видов деятельности, в том числе и изобразительной.
Цель проекта: способствовать развитию мелкой моторики рук посредством пластилинографии.
Задачи:
- Разработать и апробировать систему мероприятий, способствующую развитию мелкой моторики рук посредством пластилинографии.
- Пополнить уголок рисования дидактическими материалами по пластилинографии.
- Привлечь родителей к вопросу и проблеме развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
- разработана и апробирована система мероприятий, способствующая развитию мелкой моторики рук посредством пластилинографии: календарно-тематическое планирование, конспекты образовательных ситуаций, буклеты для родителей с рекомендациями по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии;
- обогащена РППС развивающими игровыми упражнениями по пластилинографии;
- родители вовлечены в образовательный процесс: повысился уровень компетентности в вопросах развития мелкой моторики посредством пластилинографии.
План мероприятий по реализации задач
I этап - подготовительный
№
Мероприятия
Сроки
Ответствен-ные
1
Диагностирование детей на умение владения техникой пластилинография
Сентябрь 2019 г.
Кучукова Р.В.
Ахмарова А.М.
2
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы по теме проекта, сбор материала для реализации проекта
Сентябрь 2019 г.
3
Анкетирование и информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
Сентябрь 2019 г.
4
Разработка перспективного плана
Сентябрь-октябрь 2019 г.
5
Подбор наглядно-методических пособий, наборов игровых упражнений по пластилинографии
Сентябрь – октябрь 2019 г.
6
Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению развивающих игровых упражнений в технике пластилинографии дома
Октябрь 2019 г.
II этап - внедренческий
1
Реализация перспективного планирования
В течение проекта
Кучукова Р.В.
Ахмарова А.М.
2
Создание картотеки дидактических игровых упражнений по пластилинографии
В течение проекта
3
Разработка брошюры «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
Октябрь 2019 г.
4
Разработка памяток для родителей по организации игровых упражнений в технике пластилинография дома
Октябрь-ноябрь 2019 г.
5
Игровые упражнения на размазывание пластилина и их заглаживание:«Чудо-грибочек», «Ежик»
Октябрь 2019 г.
6
Игровые упражнения на скатывание пластилиновых шариков и их сплющивание:«Снегирь на ветке», «Осеннее дерево»
Ноябрь 2019 г.
7
Мастер-класс для родителей воспитанников средней группы «Зайчата»на тему: «Секрет волшебного пластилина»
Ноябрь – декабрь 2019 г.
8
Игровые упражнения на раскатывание пластилиновых «колбасок» и скручивание их в спираль:«Снеговик», «Украсим елочку новогодними игрушками»
Декабрь 2019 г.
9
Организация и проведение творческого конкурса в группе «Пластилиновые фантазии»
Январь-февраль 2020 г.
III этап - заключительный
1
Анкета для родителей по развитию мелкой моторики рук детей средней группы
Январь 2020 г.
Кучукова Р.В.
Ахмарова А.М.
2
Оформление выставки детских работ «Пластилиновые фантазии»
Февраль 2020 г.
3
Итоговая диагностика детей
Май 2020 г.
Условия реализации проекта:
Ресурсное обеспечение:
Компьютер
Интерактивная доска
Пластилин
Стека
Плотный картон
Стол
Бросовый материал (бусы, семена, крупы и др.)
Образцы работ в технике пластилинография
Методическое обеспечение:
Пособия по пластилинографии
Иллюстрации
Интернет-источники
Кадровые ресурсы:
Воспитатели средней группы
Специалисты ДОУ
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Оформление выставки детских работ в технике пластилинография
Защита проекта
Участие в конкурсе
Продолжить работу в следующем году
Литература
Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. - М.: Педагогика, 1973. С. 104
Комиссарова Л. В. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13953/ (дата обращения: 16.05.2019).
Лыкова И. А., Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО. — М: Издательский дом «Цветной мир», 2014. — 144 с.
Новацкая М. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми.-СПб.: Питер, 2014.-64 с.: ил.- (Серия «Вы и ваш ребенок»).
Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009. — 61 с.