Просмотр содержимого документа
«Воспитание дружеских взаимоотношений в семье»
Воспитание дружеских взаимоотношений в игре
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства, времени.
Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая влияние, на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей.
Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского сада. Известно, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.
Дружба – один из видов личных отношений. Дружба самоценна, она сама по себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу».
Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапозон взаимоотношений. И не всегда они складываются благополучно. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и могут мешать воспитательно-образовательному процессу в целом.
Поэтому педагог должен быть внимательным и умело корректировать разногласия. Чувство симпатии, дружелюбие проявляется у многих детей очень рано – уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Пяти-семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. С целью воспитания у детей дружеских отношений педагогами широко используется игра.
Работая в детском саду, нередко приходится слышать, как жалуясь на сверстника, ребёнок получает наставления от родителей типа:
«А ты ему дай сдачи», «А ты тоже его укуси», «И ты у него отними» и т. д. Почему вместо того чтобы научить ребёнка конструктивно общаться, родители учат своё любимое чадо, агрессии? Не боясь, что эта агрессия может быть использована и против них.
В настоящее время проблема нравственного воспитания в стране стоит очень остро. Меняются ценности и взгляды. Я считаю, что воспитание нравственных ценностей в детском саду важнейшая задача. Я решаю её как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми играми и дидактическими пособиями, которые можно использовать в работе. Свою работу с детьми я начинаю с беседы о дружбе.
- А сейчас я предлагаю пройти и стать в круг, поговорим о дружбе, о добром отношении друг к другу. (Зажигается колокольчик). Как вы думаете, что такое дружба? (Ответы) Друг – это человек, который всегда с тобой в трудную минуту, он успокоит тебя, поможет, поддержит. Это какой человек? добрый, внимательный, заботливый, с ним хорошо...(Каждый по очереди делится своим мнением). А кого мы называем злыми, это какие люди? сердитые, грубые, недовольные. А если это младший школьный возраст, то можно задать вопрос: каким бы ты хотел, чтобы был твой друг?
- А друг может быть милосердным? благодарным? (Ответы детей)
- Протяните руку к колокольчику, что вы чувствуете? (Тепло)
Вот такое же тепло должно исходить от настоящего друга. Посмотрите на колокольчик, он поможет вам вспомнить своих друзей. (Ответы детей)
Мы любим играть в игру “Найди себе друга” Выходите на ковёр. Когда зазвучит музыка, вы будете гулять по всему ковру. Как только музыка закончится, вы должны будете выбрать себе друга, подойти к нему и обнять его. (Игра повторяется 2-3 раза).
Наши дети не всегда могут выполнить задание, не поссорившись, для примирения детей я использую «Дидактическое пособие: игрушка-мирилка: «Солнышко».
Цель: воспитать доброжелательные отношения друг к другу, вызвать желание у детей помириться после ссоры, совместно продолжать игровую деятельность.
Солнышко доброе, приветливо улыбается, протягивает руки-дружбы к детям, призывая их помириться. Во время примирения дети держат солнышко за руки и читают стихотворение - мирилку:
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей.
Вы можете подобрать другие потешки или стихи.
Дидактическая игра для психологической разгрузки "Ласковое слово"
Цель: установление дружеского контакта между детьми.
Задачи:- развивать у детей чувство сопереживания, доброты.
- воспитывать у детей вежливое отношение друг к другу.
- формировать представления о дружбе.
Оборудование: разноцветные ленточки, длиной 1 метр.
Описание игры: дети садятся напротив друг друга, каждый берет в руки по концу от ленты (центр которой скреплен в "узелок дружбы") и сматывают ее в клубок, называя при этом друг друга ласковыми и добрыми словами. Кто первый добирается до "узелка дружбы" говорит еще ласковое слово другому ребенку.
Эту игру можно использовать для примирения детей.
Игра «Невидимая нить»
Цель: сплочение.
Взрослый от лица игрушки предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Вот такие игры я использую в своей работе.
Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения, воспитание хороших манер. В ходе занятий нужно стремиться подвести детей– к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.
Для формирования дружеских взаимоотношений у детей рекомендуется рассматривание картин, иллюстраций, показ видеофильмов, беседы, игровые упражнения, занятия, игровые ситуации и сюжеты, ситуативные игры-истории с элементами драматизации, игры-драматизации, инсценировки, проектная деятельность, чтение художественной литературы, развлечения, праздники на темы дружбы и товарищества.