"Воспитание экологического сознания и бережного отношения к природе у дошкольников через различные формы организации деятельности"
"Воспитание экологического сознания и бережного отношения к природе у дошкольников через различные формы организации деятельности"
В работе описано создание такой системы экологического воспитания и просвещения, чтобы она затрагивала все сферы деятельности дошкольника, чтобы воспитание и сопереживание происходило исподволь и в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Воспитание экологического сознания и бережного отношения к природе у дошкольников через различные формы организации деятельности"»
Воспитание экологического сознания и бережного отношения к природе у дошкольников через различные формы организации деятельности.
Работая с детьми разного дошкольного возраста, я часто наблюдала, как дети, не задумываясь, ломают ветки, увидев насекомое, стараются поймать его... Это заставило задуматься над тем, как научить детей с первых лет жизни любить и чувствовать окружающий мир, природу, бережно относиться к её красоте и таинству, понимать значимость своих действий и нести ответственность за поступки. Я начала целенаправленную работу над воспитанием экологического сознания и бережного отношения к природе у дошкольников через различные формы организации деятельности.
Чтобы создать баланс между знаниями о природе, формированием эмоционально положительного отношения к ней и созидательными действиями, в работу с детьми я включила различные формы организации деятельности:
Прогулки, экскурсии, наблюдения, труд в природе;
Игры: дидактические, подвижные, творческие;
Элементарные опыты и эксперименты;
Чтение художественной и научно-популярной литературы, беседы, загадки, фольклор;
Работа с природным материалом;
Праздники и развлечения;
Взаимодействие с родителями воспитанников и социумом
На прогулке и экскурсии я имею возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях во всём их многообразии и взаимосвязях, способствую формированию конкретных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях в природе, о труде человека, преобразующего природу. В процессе кратковременных наблюдений, учу детей различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности природных объектов, характерные движения, издаваемые звуки животных. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдений — циклические наблюдения. В одних случаях организую всех детей, в других — наблюдения провожу с небольшой группой или с одним ребёнком, это зависит от содержания наблюдения и задач. В ходе наблюдений развиваются внимание, совершенствуются процессы анализа, дети учатся видеть причинно-следственные связи.
Необходимый компонент в процессе воспитания гуманного отношения к природе – труд в природе. В групповой комнате дети ухаживают за растениями в уголке природы и на зимнем огороде, на огороде высаживают различные овощные культуры и ухаживают за ними. На участке для прогулок дети и родители во время совместных трудовых дел высаживают цветы, о которых дети заботятся в течение лета. В результате они получают не только знания о развитии растений, но и практические умения.
Разнообразные игры позволяют накапливать чувственный опыт, творчески осваивать приобретённые знания. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных, игры подводят детей к обобщению и классификации, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь. Предметные игры – игры с объектами природы: листьями, семенами, фруктами, овощами. Предметные игры использую в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. В группе созданы условия для игр с природным материалом: песочные столы, фигурки людей и животных, силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, жёлуди, оборудование для изготовления цветного льда. Настольно-печатные игры помогают систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формируют умения по слову восстанавливать образ предмета. Словесные игры провожу с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний дошкольников. Использую игры «Рыбы-птицы-звери», «Летает-плавает-бегает», «Угадай по описанию». Также в своей работе я использую игровые упражнения, например: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же цветок как у меня», «Принеси жёлтый лист» и др. Игровые упражнения помогают учить детей различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность. Подвижные игры природоведческого характера любимы детьми, так как они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. В таких играх как «Кот и мышь», «Солнышко и дождик» и т.д. дети, подражая действиям, имитируя звуки, глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе. В творческих играх дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и т.д. В них мои воспитанники, созидая, познают свойства и качества материалов.
Наблюдение и игры способствуют подготовке детей к более сложному виду деятельности – экспериментированию. Именно экспериментальная деятельность позволяет приобретать знания самостоятельно (или под руководством взрослого), помогает обнаружить новые свойства и качества предметов, их сходства и различия. Элементарные опыты провожу с младшего возраста (игры с водой и песком); по мере накопления опыта детей опыты и эксперименты усложняются (например, выявление зависимости роста растений от тепла, влаги, солнечного света). К подготовительной группе дети владеют навыками экспериментирования: способны поставить познавательную задачу, выдвигать предположения, найти путь решения проблемы, сформулировать вывод.
При ознакомлении детей с природой я использую чтение художественной и научно-популярной литературы, рассказы и беседы, загадки, художественное слово. Словесные методы помогают конкретизировать, пополнить, уточнить, систематизировать знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе наблюдений и труда в природе. Слово помогает осознать связи и зависимости, существующие в природе, сформировать понятия. Загадки, художественное слово поддерживают интерес ребенка к данной теме. Словесные методы сочетаю с наглядными, используя картинки, иллюстрации, репродукции, фотографии, презентации, т.к. они помогают обратить внимание детей на красоту природы.
Работу с природным материалом использую для закрепления знаний об объектах природы и воспитания эмоционально положительного, созидательного отношения к миру природы. Одним из показателей результативности в данном направлении служат выставки работ из природного материала «Что у Осени в корзинке», «Прекрасное в каждой травинке», «Оживи камень», «Всем цветочкам по горшочку», «Весеннее вдохновение» в которых мои воспитанники принимают активное участие.
Отдельное место занимают праздники и развлечения: «В гостях у Осени», «День Земли», «День птиц», конкурсы загадок, викторины. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются знания о природе, полученные в процессе НОД и в совместной деятельности, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.
Для достижения положительных результатов в развитии детей необходимо заручиться поддержкой семьи. Я смогла добиться высоких результатов работы, благодаря тесному взаимодействию с родителями. Своё отношение с родителями я строю на основе принципов доверия, сотрудничества, взаимоуважения, открытости. Использую разные формы работы с ними: беседы, советы по интересующим вопросам, родительские собрания, консультации, памятки, папки-передвижки, буклеты, презентации коллекций, организацию детско-родительских мероприятий: праздники, выставки. Эффективной формой взаимодействия с родителями считаю проведение мероприятий проектапо взаимодействию с родителями «Семь мостов к пониманию», работающего в детском саду: мероприятия экологической направленности - экологический мостик (походы, экскурсии, совместные трудовые дела), «День игры «Веселый паровозик» (экспериментирование). Родители являются моими помощниками в организации предметной среды: с их помощью создан и оформлен «Музей находок», включающий в себя коллекции разнообразных природных объектов: камней, раковин, семян, гербариев растений и т. д., пополняется уголок природы, на участке для прогулок разбиты альпийская горка и клумба с цветами.
Один из путей повышения качества воспитательно-образовательного процесса - расширение культурно-образовательной среды. Мы посещаем различные мероприятия природоведческой и природоохранной тематики: спектакли Дворца культуры «Победа», кукольных театров республики Татарстан, занятия и выставки, проводимые краеведческим музеем, детской художественной школой, библиотекой.
В результате систематической работы наметилась положительная динамика: уровень познавательной активности у детей повысился: чаще приходится слышать вопросы: почему? зачем? как?; дети проявляют познавательное и гуманное отношение к природе, у них появилась потребность в наблюдении за природными объектами. Отмечается повышение уровня развития любознательности; определенных исследовательских умений и навыков (определять проблему, принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы).
Планирую добиваться, чтобы у каждого ребёнка было сформировано бережное отношение ко всему окружающему, чтобы он охранял и любил природу не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что в ней нет ничего ненужного и всё взаимосвязано. Каждый человек должен твёрдо знать, что необдуманное, недальновидное вмешательство в эти связи может принести непоправимый вред. Основы такой убеждённости я и закладываю с детства у своих воспитанников.
Автор: Шакирова Елена Леонидовна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 10 "Сказка" г. Вятские Поляны Кировской области
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(269) "Опыт работы «Воспитание экологического сознания и бережного отношения к природе у дошкольников через различные формы организации деятельности»."
["seo_title"] => string(80) "opyt_raboty_vospitanie_ekologicheskogo_soznaniia_i_berezhnogo_otnosheniia_k_prir"
["file_id"] => string(6) "627392"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1678707922"
}
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
["file_id"] => string(6) "387636"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1486204418"
}
}