Просмотр содержимого документа
«Воспитание экологической культуры ребенка через разные виды деятельности.»
Воспитание экологической культуры ребенка
через разные виды деятельности.
Преемственность в экологическом образовании – это целостный процесс перспективного формирования экологической культуры ребенка. Одним из важных направлений совместной деятельности детского сада и школы является формирование основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в окружающей их образовательной и внеобразовательной среде, а именно информационной, социальной, предметной и природной.
Реализация принципа преемственности при формировании основ экологической безопасности детей проходит через организацию взаимодействия со всеми субъектами образовательной деятельности – детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста; педагогами ДОУ № 92 и СОШ № 30, родительской общественностью, в ходе проведения совместных мероприятий.
Наша история сотрудничества длится не один год. Решение о взаимодействии в данном проекте было принято не случайно. Традиционно сотрудничество включает в себя совместные мероприятия детского сада и школы. Календарь мероприятий по взаимодействию нам подсказал выбор общей темы «Воспитание экологической культуры через разные виды детской деятельности», которая позволила нам решать следующие задачи:
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, стремление сохранить её);
- формирование нового отношения к природе, основанного на непрерывной связи человека с природой;
- формирование здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
Проект «Экологическая ёлка». Его целью стало формирование ответственного отношения к природным богатствам, творческой активности и природоохранной деятельности.
В ходе проекта дети узнали о пользе вторичного сырья и его использовании при изготовлении ёлочных игрушек. В процессе реализации проекта активное участие приняли родители воспитанников дошкольного учреждения и школы. Они явились участниками организованного мастер – класса “Очумелые ручки”, по итогам которого была изготовлена альтернативная “Эко-ёлочка” для украшения детского сада к празднованию Нового года.
В рамках Года экологии в нашем дошкольном учреждении руками родителей и педагогов была создана экологическая тропа, которая включает в себя следующие экологические объекты:
- Турбаза «На привале»,
- «Огород»,
- «Деревенское подворье»,
- «Цветники»,
- «Поляна насекомых»,
- «Пасека»,
- «Лесная поляна»,
- «Птичья столовая»
- «Водоем»,
- «Изостудия на природе»,
- «Метеостанция».
Воспитанники с интересом наблюдали за процессом ее создания и с огромным удовольствием отправились в туристический поход по ней.
Традиционным стало проведение совместного конкурса рисунков. Проходил конкурс рисунков среди ребят начальной школы под девизом «Берегите природу» с целью воспитания бережного отношения к природе, развития творческих и художественных способностей. Ребята изображали красками и карандашами то, как надо беречь нашу природу. Самые лучшие работы были переданы в подарок дошколятам.
Еще одним мероприятием стал традиционный конкурс поделок из природного материала «Очарование осени», в котором родители приняли самое активное участие. Они вместе со своими детьми заготавливали природный материал, фантазировали и делали оригинальные, необычные и красивые поделки. В заключении конкурса все участники были награждены сладкими подарками.
Ежегодно мы проводим очень важную экологическую акцию, целью которой является привлечение внимания как ребят, так и их родителей к зимующим в нашем районе птицам для того, чтобы помочь им пережить холодную зиму. На уроках и дома с родителями школьники изготовили кормушки, которые подарили дошколятам и вместе развесили их на деревьях в ДОУ. Ценно, что кроме изготовления кормушек, дети смогли применить на практике знания, полученные в ходе бесед: как правильно и чем можно подкармливать птиц. А весной папы наших дошкольников смастерили скворечники и в день празднования прилета птиц развесили их на деревьях детского сада.
В одном из скворечников поселилась редкая птица, занесенная в Красную книгу Курской области и обитающая только в центрально-черноземном заповеднике имени профессора В. В. Алехина – Чернолобый Сорокопут. Его трели приятно слушать по утрам.
Очень заинтересовала ребят акция «Батарейка, сдавайся!». Ребята собрали дома использованные батарейки, отнесли в офис компании «Ламбре». Дети отдали пластиковую бутылку с батарейками. Но на этом наша встреча не закончилась. Ребята отгадывали загадки, затем им предложили нарисовать полезные фрукты и овощи помадой и тенями. Готовые шедевры повесили в офисе на стену. Детскому восторгу не было предела! Акция продолжается. Ёмкость для использованных батареек вновь пополняется.
Совместно с родителями младших школьников была проведена акция «Посади своё дерево!». Все посаженные деревья на территории ДОУ укрепили и привязали к крепежам. За каждым деревом назначили ответственный класс, который будет следить за сохранностью, выживанием и дальнейшим ростом дерева. Самое главное, ребята в живой природе соприкасаются с живыми объектами, чувствуют их, наблюдают за ними, то есть путём наблюдений каждый ребёнок приходит к определённым выводам.
Итогом нашей работы стало проведение в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ и МБОУ квест-игры: «Путешествие в страну любознаек». Во время выполнения серии заданий квеста ребята продемонстрировали умение ориентироваться в сложных взаимоотношениях человека и природы.
Мы считаем, что если начатая нами работа будет проводиться систематически и непрерывно на этапах дошкольного детства и затем продолжаться в школе, мы сможем приобщить ребенка к осознанию богатства и разнообразия окружающего мира, научить жить в гармонии с этим миром.
«Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»
Литература:
Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры
младших школьников .-. М., «Владос», 2002 – 192 с.
2. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. - М ,1987.
3.Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. - М. Гардарики, 527 с., с. 474.