kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание эмоций и чувств у дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание эмоций и чувств у дошкольника»

Воспитание эмоций и чувств у дошкольника

Под именем нравственности мы

разумеем не только внешние приличия,

но всю внутреннюю основу побуждений.

Я.А. Коменский



Воспитание нового человека, физически здорового и крепкого, всесторонне развитого, широко образованного, обладающего высокими нравственными качествами, стало в нашей стране государственным, всенародным делом. Ведь от того, как мы воспитаем подрастающее поколение, зависит не только счастье и благополучие каждой семьи, но и развитие нашей страны.

Проблемы обучения и воспитания широко обсуждаются в печати, на работе, в семейном кругу. При этом обычно в центре внимания оказываются дети старших возрастов: за их успехи и неудачи в школьной учебе, увлечения, достоинства и недостатки их поведения, достижения и просчеты в их подготовке к будущей общественно полезной, трудовой деятельности. Что касается воспитания детей дошкольного возраста, то эта тема не вызывает пристального внимания. К сожалению, довольна распространена точка зрения, что воспитание малыша – это дело не очень важное и совсем нехитрое, не составляющее особого труда для человека, обладающего добрым сердцем и элементарными познаниями. А ведь такое понимание проблемы является глубоко заблуждением. Дошкольное обучение и воспитание играет решающую роль в физическом и духовном развитии человеческой личности.

При благоприятных условиях у ребенка-дошкольника интенсивно развиваются практические навыки, умственные и художественные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. Вместе с тем обнаруживается, что недостаточное общение с детьми, ограниченность активности, бедность получаемых внешних впечатлений оказывают губительное влияние на все последующее развитие ребенка.

Громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребенка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

С первых дней жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств детской личности. Для полноценного развития дошкольника особенно важна целенаправленность педагогического процесса.

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Физическое развитие ребенка существенным образом зависит от гигиенических условий развития и воспитания.

Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и не играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подтвержденных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей.

То же относится и к детям неловким, которые не могут активно и на равных со своими сверстниками участвовать в подвижных играх, выполнять сложные упражнения. Осознание ребенка «невозможности быть, как все» может привести к устойчивым отрицательным эмоциям, которые будут задерживать формирование физических умений и навыков. Поэтому задача воспитателя – целенаправленно и последовательно преодолевать такого рода недоразвитие детской моторики и движений.

Физическое воспитание есть основа основ дошкольного воспитания. Оно создает хорошее самочувствие, «заряжает» ребенка хорошим настроением и энергией.

Умственное воспитание призвано не только усвоение суммы знаний и умений, но и планомерное формирование познавательных способностей ребенка.

Познание окружаюшей действительности начинается с ощущений и восприятия. Чтобы ребенок в дальнейшем развивался нормально в умственном отношении, следует как можно раньше формировать его сенсорные способности.

Однако, какое бы важное значение мы ни придавали сенсорному воспитанию, оно не исчерпывает проблем дошкольной дидактики. Очень рано, уже в первые годы жизни, ребенок начинает усваивать информацию, обобщать воспринятые данные с помощью слова, т.е. восприятие становится осмысленным. Разработка системы дидактических задач, при решении которых ребенок учиться выяснять простейшие отношения между вещами, пользоваться одним предметом в качестве средства воздействия на другой, обобщать представления о вещах, способствует развитию простейших видов практического, наглядно-действенного мышления в раннем возрасте.

Что касается умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, то оно тесно связано с проблемой подготовки к школьному обучению. Современные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем предполагалось ранее.

Эффективность самого обучения в большей мере зависит от того, как ребенок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившая ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и на его умственную активность и даже творческие способности. Даже специальная подготовка дошкольников (обучение началам математики и грамоты) бывает наиболее эффективной тогда. Когда специальные знания и умения формируются на фоне уже возникшего у детей устойчивого познавательного интереса. Например, быстрее других запоминают буквы, составляют слова и читают те дети, у которых прежде всего сформировано заинтересованное отношение к книге. В противном случае знания, умения и навыки усваиваются детьми с существенными затруднениями и не являются устойчивыми.

Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребенка к школьному обучению, мы имеем в виду прежде всего его личностную готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.

Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание, оказывающее влияние не только на эстетическое, но и умственное и нравственное воспитание ребенка.

Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего детства. Чтобы научиться управлять особенностями проявления этого творчества в разном дошкольном возрасте в области рисования, музыки, художественного слова нужно разрабатывать методы, побуждающие и развивающее это творчество.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста – существенная и вместе с тем трудная. Здесь необходимо управлять процессами становления детской личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит прежде всего от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. В одних случаях излишне балуют ребенка, не приучают его выполнению посильных обязанностей и таким образом невольно растят эгоиста, потребительски относящегося к окружающим. В других случаях грубым обращением, окриками, несправедливыми наказаниями угнетают детскую личность, вызывают отрицательное отношение к предъявляемым требованиям, создают психологический барьер между взрослым и ребенком. Правильные представления о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, к своим трудовым и гражданским обязанностям должны стать для ребенка образцами для подражания. Вместе с тем у него должно быть сформировано понимание того, что хорошо и что плохо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения.

Однако только знания моральных требований еще недостаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно. Для обеспечения подлинно всестороннего и гармоничного развития детской личности необходимо более тесно, более органично связать физическое воспитание ребенка с умственным, умственное с нравственным, нравственное с эстетическим и т.п. Центральным звеном всей этой системы должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности.

Нет сомнения в том, что трудовое воспитание надо начинать уже в дошкольном возрасте.

Важно, чтобы любое задание, предложенное дошкольнику, не было самоцелью, а способствовало формированию у малышей начал трудолюбия, уважения к труду взрослых, готовности и умения сделать что-то самим. Чтобы воспитать у ребенка такие качества, следует воздействовать не только на знания и умения, но и на его эмоциональную сферу.

«Трудолюбие – это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость… Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива», - писал В.А. Сухомлинский.

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Воспитание эмоций и чувств у дошкольника

Автор: Ижуткина Наталья Борисовна

Дата: 29.01.2019

Номер свидетельства: 497585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Воспитание нравственных чувств у дошкольников"
    ["seo_title"] => string(50) "vospitaniie_nravstviennykh_chuvstv_u_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "395552"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488032699"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Особенности воспитания нравственных чувств у дошкольников"
    ["seo_title"] => string(63) "osobiennosti_vospitaniia_nravstviennykh_chuvstv_u_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "396328"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488220810"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(63) "rolmuzykivpatriotichieskomvospitaniidietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "282790"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453734699"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Проблема развития изобразительных умений у старших дошкольников в педагогических исследованиях"
    ["seo_title"] => string(111) "probliema_razvitiia_izobrazitiel_nykh_umienii_u_starshikh_doshkol_nikov_v_piedaghoghichieskikh_issliedovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "349775"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476645216"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Формирование у детей гуманных чувств и отношений"
    ["seo_title"] => string(50) "formirovaniieudietieighumannykhchuvstviotnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "305329"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457900755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства