"Воспитание патриотических чувств через декоративно-прикладное искусство родного Северного края"
"Воспитание патриотических чувств через декоративно-прикладное искусство родного Северного края"
В статье расказывается о воспитании у детей дошкольного возраста патриотических чувств путем знакомства с декоративно- прикладным искусством Архангельской области.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Воспитание патриотических чувств через декоративно-прикладное искусство родного Северного края"»
«Воспитание патриотических чувств через
декоративно – прикладное искусство
родного Северного края».
Воспитание у детей чувства патриотизма через декоративно – прикладное искусство начинается в пору дошкольного детства. И начинается, прежде всего, с привития любви к Родине, к родному краю и гордости за талант мастеров родного края. Первые годы жизни ребёнка – главный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Важно не пропустить момент закладывания в душу ребёнка патриотизма, в доступной для него форме, используя для этого все виды народного творчества. Корни этого лежат в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, изделиях народно-прикладного искусства. В образах, в красках, в чувствованиях ребенок представляет Родину, свой родной край. Чем ярче и живее образы декоративно-прикладного искусства, тем больше они влияют на детей. В декоративно-прикладном искусстве отражаются исторически присущие народу черты характера, мышления.
Начиная со второй младшей группы воспитатели знакомят детей с изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Показывают подлинную талантливость мастеров, чтобы дети могли гордиться и ещё больше любить свой край. Для того чтобы воспитывать детей настоящими ценителями своего родного края.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством Архангельской области по мере подрастания детей усложняется. Близость детям декоративно-прикладного искусства обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом жизни, с родным краем. Оно не только доставляет радость детям, оно рождает мысль, духовно обогащает, пробуждает в детях горячую любовь к людям, создающим красоту к Родине, дающей возможность создавать прекрасное. Народная игрушка тысячелетиями воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой. Народная игрушка рождалась исходя из потребности ребенка познать мир, из активного стремления овладеть окружающим. В народной игрушке нет выдуманности, а отличает её правда и простота, её большая выразительность и целенаправленность делает её полезной для воспитания детей. Воспитатели показывают детям - как много теплоты и любви в каргопольской игрушке, её росписи. Выражается это в заботливом и любовном её исполнении. Обратим внимание на то, что краски каргопольской игрушки ласкают и греют. Они не кричаще яркие, в спокойных тонах с красивым сочетанием. Во второй младшей группе рассматривается каргопольская барышня, узор на её юбке, обыгрывается эта игрушка. Можно сделать для детей игру «Составь узор», в которой дети составляют узор на юбках барышень. В декоративном рисовании «Украсть салфеточку» исполняется также этот узор.
Работа продолжается и в средней группе. Здесь не только обыгрываются каргопольские игрушки: медведи, олени, уточки, козлы, но и рассматриваются узоры на них. При знакомстве с каргопольской игрушкой воспитатели рассказывают о городе Каргополе, его мастерах: Бабине, Дружининых, Завьяловых. Рассматриваются иллюстрации к книге «Каргополье». Проведенной работой воспитатели вызывают желание раскрасить силуэт игрушечного козла, уточки. Все эти работы дают возможность познакомиться с родным краем, с великими мастерами, живущими в Архангельской области, их изделиями, несущими много тепла и радости детям, взрослым. Дети понимают сколько нужно умения, труда, настойчивости, целеустремленности и любви к своему делу, чтобы создать такие изделия.
В старшем дошкольном возрасте знакомят детей с музеем деревянного зодчества «Малые Карелы» (в иллюстрациях), где сохранились постройки сделанные мастерами без единого гвоздя. Предлагается родителям показать детям музей деревянного зодчества. Воспитатели объясняют им, как необходимо растить детей патриотами своего края, а для этого надо знакомить детей с великим наследием народа.
В старшем дошкольном возрасте знакомят детей с изделиями Мезени и Шенкурска, их росписями. Начинают с рассматривания иллюстраций изделий. Дети знакомятся с характерными элементами росписей. Они узнают, что мезенская роспись возникла в девятнадцатом веке, ею занимались только мужчины. В этой росписи преобладают только красные и черные цвета; красную краску получали из глины, а черную из древесной сажи, эти краски не тускнели потому что в неё добавляли олифу. Люди, живущие в этих местах занимались охотой и рыбной ловлей, это и отражалось в рисунках. В узоре отражались символы земли, неба, воды, солнца, луны, грома. Дети узнают, что известными мастерами этой росписи были Василий Федотов, Афанасий Шишков, что их рисунки отличались друг от друга разными символами.
Воспитатели так же знакомят детей и с шенкурской росписью. Эта роспись произошла от древнерусской северной резьбы, об этом говорит графический (резной) характер роз. Постепенно резьба перешла в роспись. Основой композиции являются три розы с усатыми ролистьями. Фон красный и золотисто-желтый, листья зеленые. Дети с большим желанием расписывают доски подарок маме, украшают группу панно из северных росписей, они испытывают гордость, что живут рядом с такими мастерами. У детей возникает желание заниматься народно-прикладным искусством в доступной для них форме.
Таким образом в условиях правильного знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства правдиво раскрываются черты русского человека, они оказывают на детей исключительно патриотическое воздействие и самое важное то, что в процессе этого воздействия, создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу. В каждом уголке нашей Родины есть свое декоративно-прикладное искусство и оно должно быть широко использовано воспитателем для общей работы по формированию у детей патриотических чувств.