Воспитание толерантной культуры сказкой дошкольников.
Воспитание толерантной культуры сказкой дошкольников.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантной культуры сказкой дошкольников.»
Тема: Воспитание толерантной культуры сказкой детей дошкольного возраста.
Волчкова О.А.
СШ № 6
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Ни для кого не секрет, что одна из основных задач образования – это, в первую очередь, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений. Актуальна данная проблема и для Казахстана, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми дошкольного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всём его многообразии. В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Можно начать работу по воспитанию толерантности с чтения книг-сказок, так как жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются
чтением. Сказка обеспечивает трансляцию и усвоение социо-культурного
опыта человечества ребенком. Сознание человека в значительной степени определяется семантикой и символикой архетипических сказочных сюжетов, в которых темы любви к Отечеству, свободы, верности, преданности долгу выступают в форме психологически близкой и адекватной возрастным особенностям ребенка Восприятие сказки обеспечиваетусвоение нормативно заданных социо-культурных образцов нравственного поведения (моральные нормы). Сказка дает возможность войти внутрь жизни, пережить кусок жизни. В процессе этого переживания создается определенное отношение и моральные оценки, которые для ребенка имеют большую принудительную силу, чем оценки, сообщаемые и усваиваемые. А ведь сказка может многому научить. Чему же? Что же ценного можно узнать? Сегодня мы говорим о человеческих ценностях и постараемся доказать, что и в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь. Целью нашей работы проанализировать некоторые произведения, показать какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти. Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.
Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество. Но, не смотря на это, он остался добрым. И ведь он был награжден – вырос в прекрасного лебедя. Разве не награда?
В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми, кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют право на жизнь. Сказка большой помощник в воспитании толерантности. Чему только не учит сказка! Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А, злые плохо заканчивают свою биографию. Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя
помощь друзей. Сказки могут нас многому научить. К высшим ценностям
многие писатели относят такие как: любовь, дружба, доброта, милосердие, верность. Мы поняли, что ценности могут переоцениваться и от каждого из нас, зависит какие ценности выбрать главными в своей жизни. Ведь от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и на жизнь окружающих людей.
«Литература»
1.А.С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»
2.Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
3.И. Гауф «Карлик Нос»
Сведения об авторе
Волчкова Оксана Александровна
ГУ «Средняя школа № 6 отдела образования акимата г. Костаная»
Учитель начальных классов
Рабочий адрес: г. Костанай улица Ленинградская 34
Домашний адрес: г. Костанай улица Текстильщиков 16-29