Просмотр содержимого документа
«"Воспитание у детей внимания"»
Беседа с родителями
«Воспитание у детей внимания»
Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Ученик словно не слышит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминаний информация обширна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Основными свойствами внимания являются концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях, способность вникнуть в проблему. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, классификации, анализа, обобщения.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или трудно ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками должны стать родители.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Игра “Сколько чего?”
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву “к” или “т”, или “с”. Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить “засечь вниманием” круглые или полукруглые предметы, деревянные или металлические. Можно обратиться и к цвету предметов.
Игра “Кто быстрее соберёт”
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, стульях, полках. Входящему завязывают глаза и он должен быстро собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ведущий.
Игра “Полслова за вами”
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит должен назвать его вторую половину.
Рекомендации родителям:
Помогите вашим детям стать внимательными.
Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения, способствующие развитию внимания.
Играйте с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют школой внимания.
Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развить внимание, воображение, быстроту мышления.