«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на примерах исторических событий своего народа»
«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на примерах исторических событий своего народа»
Данная статья раскрывает особенности формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. В основе статьи лежит идея разработки песпективного плана направленного на ознакомление детей с историческими событиями родного края, города, способствующих созданию условий для воспитания у детей любви к своей Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на примерах исторических событий своего народа»»
«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на примерах исторических событий своего народа»
Для каждого человека родина начинается с чего-то своего. Это может быть семья, родные и близкие люди. Это мама, которая является самым дорогим человеком на свете. Это материнские руки – воплощение нежности. Это наши игрушки, сказки, улица, лес, облака в небе и многое-многое другое. Но ясно одно, родина начинается с глубоких впечатлений детства. Любовь к родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Как писал академик Д. С. Лихачѐв, любовь «к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре» [7, с. 256].
Проведя анализ работ педагогов по вопросу сущности патриотизма, можно сделать вывод, что патриотизм – это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания. Сущность патриотизма определяется отношением к родине (народу, культуре, традициям, языку, истории, природе родного края) и отечеству (существующему общественному строю – социальной, политической и культурной среде).
Проблема патриотического воспитания нынешнего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы. Патриотическое воспитание подразумевает собой развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувства уважения к старшему поколению, чувства привязанности и любви к своей семье, к дому, к родной земле.
Отсюда можно сделать вывод, что приобщение детей к истории и культуре своей страны, своего края, своего народа, является средством воспитания у них патриотических чувств, нравственности, духовности. Однако возникает вопрос: « Доступны ли детям такого, столь юного возраста, первые чувства патриотизма?». Проанализировав множество работ по патриотическому воспитанию дошкольников, можно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступны чувства любви к семье, к природе, к родному городу, к своей Родине. А это и есть, как считает А.М.Федотова, начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в ребенке те самые чувства любви и уважения к своей семье, к детскому саду, к родной улице, к городу, к родной земле; пробудить чувство гордости за свою страну, за героические подвиги воинов, за их мужество и отвагу; развивать интерес ребенка к явлениям общественной жизни.
Для решения вышеуказанной задачи был разработан перспективный план целенаправленного ознакомления детей с родным краем, что будет является основополагающей частью формирования у них чувства патриотизма. Автор концепции социального воспитания детей дошкольного возраста Л. В. Коломийченко рекомендует воздействовать на развитие ребенка через разные сферы: когнитивную, эмоционально-чувственную, поведенческую. Это и легло в основу нашего перспективного плана.
Целью разработанного плана является создание условия для воспитания детей старшего дошкольного возраста любви к Родине, к своему Отечеству посредством ознакомления их и историческими событиями родного края и города.
Задачами плана являются:
- формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, основанных на ознакомлении с историческими событиями страны и малой родины
- воспитание любви и уважения к Защитникам Отечества на основе конкретных исторических фактов, понятных детям и вызывающим у них эмоциональные переживания
- формирование первоначальных представлений о героизме
- расширение представлений о родном крае, городе, знакомство с достопримечательностями
План разработан в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап:
- сбор информации об истории города Краснодар и Краснодарского края;
- подбор литературы познавательного характера о родном крае;
- подбор иллюстрированного материала;
- чтение художественной литературы детям;
- приглашение в гости военных и почетных жителей города Краснодара;
Этот этап пробудил у детей интерес к истории и культуре родного края, родного города, способствовало формированию чувства гордости за родную землю.
Основной этап:
- подготовка и проведение бесед « История возникновения Кубани», «Что я знаю о Краснодаре», « Культурные традиции Кубани», « Оккупация города Краснодара», « Боевые традиции. Улицы-герои», «Моя малая родина», «Ты Кубань, ты наша Родина!»
- подготовка и проведение экскурсий « Чистяковская роща», « Музей военной техники в парке Победа »
- участие в мероприятиях детского сада, посвященных Дню Победы
Экскурсии в музей военной техники, в парк, к памятникам, участие в мероприятиях, общение с интересными людьми- все это способствовало расширению кругозора детей, расширило знания о родном крае.
Заключительный этап :
- выставка рисунков « Мой родной край», « Открытка к 9 мая», « Парад военной техники», « Быт на Кубани»
Таким образом, с помощью разработанного перспективного плана мы познакомили детей с историей и культурой родного края и города, познакомили с интересными и почтенными людьми нашего города, в следствие чего у детей появился интерес к истории страны, расширился кругозор. Дети с достоинством и ответственностью отзываются о своей стране.
В заключении хотелось бы сказать, что будущее наших детей в наших руках! Ведь именно мы: родители, педагоги можем воспитать в растущем поколении те самые чувства ответственности, уважения, любви. Любви к своей Родине.
Список используемой литературы
Козлова С.А.Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1980. - С. 45-74
Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - Минск: Нар. асвета, 1991.
Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000.
Алёшина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н. В. Алешина. – М. : ТЦ Сфера, 2013.