Просмотр содержимого документа
««Воспитание гармонично развитой духовно-нравственной личности в эффективном взаимодействии с семьей»»
«Воспитание гармонично развитой духовно-нравственной личности в эффективном взаимодействии с семьей»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной
речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему
жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв.
Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка?
Это сложная, противоречивая и важнейшая проблема воспитания детей. Именно нравственность включает в себя такие понятия как доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе. Нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение. Именно поэтому надо уделять большое внимание работе с родителями, укреплять статус семьи в духовном становлении детей.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие емуосновополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей. Так как разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Работу по взаимодействию с семьёй можно осуществлять как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых, активных формах сотрудничества:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
- индивидуальные консультации специалистов,
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки- передвижки, анкетирование и т.д.
- совместные с родителями праздники,
- проектная деятельность.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременноговлияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, психолог), а также библиотекари, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.
Совместныеформы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств
Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
беседы;
консультации (например, «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»);
совместные конкурсы (например, «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»);
совместные работы детей и родителей на темы (например, «Моя семья», «Семейные традиции», «Как мы проводим лето»). Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья»;
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников. Праздники: «Святки», «Масленица», «Колядки», «Светлая Пасха», «9 мая», «Праздник воинов Отечества», «Святая Троица»…
Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Ярмарка», «Что, где, когда?», конкурс мам «Сладкий час».
Папы и мамы вместе с детьми выполняя творческие задания: «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».
Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Основная роль принадлежит собраниямнетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Нетрадиционные формы собраний.
Педагогическая мастерская
Деловая, ролевая игра
Конференции
Диалоги
Дискуссии
Практикумы
Тренинги
Круглый стол
Вечер – встреч
КВН
Праздники
Посиделки
Семинары
Педагогический всеобуч
Педагогические гостиные
Школа заботливых родителей
Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
Открытые занятия
Провидение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.
В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.
Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя, также можно подключить их к участию игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.
Например, организовать занятия: ИЗО деятельность - «Семейная птица счастья»
Родительские уголки
Эта форма работы является традиционной. Для того чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей, можно использовать:
Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками
Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики .
Игротеки: «Игры на кухни» и др.
Информационные листы
Листы активности
Они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Мероприятия по обмену опытом среди родителей
Фотовидео конкурсы
Выставки, оформленные с родителями
«Наши любимцы» - фото любимых животных
«Моя малая Родина» - конкурс фотографий родного края
Стенды, оформленные совместно с родителями
«Когда мы были маленькие…» - рассказы мам и пап
«Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребёнка
Создание родителями альбома после каждого праздника
Семейные газеты
«Под крышей дома моего»
«А это моё солнышко»
«Зимняя мозаика»
Создание семейных книжек – малышек
Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий
Привлечение пап и мам к участию в субботниках, озеленении, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах.
В состав комиссии по подведению итогов проведенных конкурсов включать родителей воспитанников..
Участие родителей в проектной деятельности:
«Моё имя»
«Моя семья»
«Семейные традиции» /Семейные праздники, древо семьи, герб семьи/
«Моя Родина»
Участия в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. На каждом собрании можно выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Можно придумать благодарность в стихотворной форме собственного сочинения:
«Спасибо вам за труд большой,
За всё что сделано с душой!»
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день»!
И следуйте хорошему примеру!
Продлите добрым словом
Жизнь людей!
Список литературы:
1. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2003. – 153 с.
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002. – 138 с.
3. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е., Мусиенко С. И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: метод. Руководство для работников дошкольных учреждений. – М. 2001. – 89 с.