Просмотр содержимого документа
«Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста.»
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. Если определённый уровень овладения языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних возрастных этапах.
При дальнейшем становлении личности высокая культура устной и письменной речи, знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилевым разнообразием языковых средств станут самой надежной основой овладения литературной речью.
В наше время в языковой практике прослеживается утрата лучших языковых традиций, продолжает набирать силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры.
В речевой деятельности это выражается увеличением лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов и жаргонизмов. На данном этапе остро стоит проблема овладения детьми дошкольного возраста правильной, логичной и точной речью. Культура речи, употребление и знание литературного языка будет. Безусловно, оказывать влияние на духовный мир ребенка и его коммуникативные возможности.
Дошкольный возраст — период наиболее интенсивного становления личности. Это говорит о том, что воспитание культуры речи необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. Мы, дошкольники, должны ориентировать свою методику и технологию на самостоятельное использование детьми образной выразительной речи (употребление пословиц, поговорок, отдельных выражений из художественных произведений, загадок и т.д.). Успешному воспитанию у детей культуры речи способствует, конечно, высокий профессионализм воспитателя и его личная грамотная и литературная речь, а также педагогическое просвещение родителей.
На современном этапе содержание дошкольного воспитания и образования группируется вокруг базовых национальных ценностей, одной из которых является литература. Поставленные государством приоритетные цели и задачи в полной мере способна решить система непрерывного литературного образования, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.
Идея преемственности в системе непрерывного образования затрагивают все основные области в дошкольном образовании, в том числе и занятия по знакомству с художественной литературой.
Первая ступень образования (дошкольная) в области развития языка и речи предполагает литературное слушание. Поэтому программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Развитие» О.М. Дьяченко; «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др. ставят задачу: ознакомление детей с художественной литературой.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования заявлено, что содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на формирование интереса к чтению и потребности к чтению книг (восприятию) через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Несомненно, программы дошкольных образовательных учреждений, нацеленные на решение поставленных задач, в разных аспектах раскрывают особенности формирования и развития речевой культуры дошкольника. Но дошкольник, как и взрослый человек, неразрывно связан с жизнью общества. В общем информационном пространстве он получает информацию из общения в семье, из общения со сверстниками, из средств массовой информации, т.е. он обитает в другой языковой среде, нежели в детском саду.
Просматривая иностранные «мультики», ребенок подвергается чужой культуре, с иными ценностями, с ее суррогатом. Наша задача — насколько можно больше оградить малыша от этого воздействия. Сделать это можно только заложив собственные ценности, основанные на народной культуре. Мы должны научить ребенка отличать истинную культуру и искусство от массового бескультурья и цинизма, от глянца на голубом экране.
Дошкольные учреждения, осознавая возложенную на них ответственность, грамотно подходят к развитию речи дошкольников: знакомят детей с народным творчеством, поэзией, малыми фольклорными формами, разными литературными жанрами, интересно подают информацию, расширяют и дополняют знания детей, проводят работу по расширению словаря детей, знакомят с литературными нормами. Педагоги знакомят детей с культурой других народностей, других стран, чтобы у них сложились первоначальные понятия отличий между своей национальной культурой и культурой других народов, которым предстоит расти и крепнуть.