kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе традиционного фольклора»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Формирование толерантности к культуре различных национальностей и приобретение дошкольниками традиционных культурных ценностей посредством фольклора. Проект может быть реализован в любом регионе страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе традиционного фольклора»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №139 г.Пензы «Березка»















«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе традиционного фольклора»


















Ермакова Юлия Александровна, музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка»

Пензенская область






Г. Пенза

Информационная карта проекта

Название проекта

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе традиционного фольклора

Субъект Российской Федерации, Муниципальное образование

Пензенская область,

Г. Пенза

Ф.И.О. автора, название образовательной организации или места работы, должность

Ермакова Юлия Александровна

МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка»

География проекта

Проект ориентирован на Пензенскую область, но может быть адаптирован в регионе РФ

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Формирование толерантности к культуре различных национальностей и приобретение дошкольниками традиционных культурных ценностей посредством фольклора.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Сформировать у дошкольников уважение и толерантность к культуре различных народов;

  • Освоить базовые знания традиционной культуры различных национальностей на примере этнографического фольклорного материала Пензенской области;

  • Воспитывать интерес детей к традиционному музыкальному фольклору, народным праздникам, обычаям, традициям людей разных национальностей;

  • Осуществлять амплификацию культурного и нравственного развития дошкольников;

  • Раскрыть творческий потенциал каждого ребенка;

Для педагогов:

  • Установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, педагогами и родителями.

  • Привлечь родителей во все возможные мероприятия проекта.

  • Совершенствовать и обогащать знания о традиционной культуре народностей.

Для родителей:

  • Оказывать помощь в сборе, подготовке необходимых художественных материалов

  • Проявлять интерес к культуре народов, тем самым подавая пример детям.

Краткое содержание проекта























Этапы проекта


















Критерии оценки эффективности проекта




Ожидаемые результаты

Проект направлен на формирование толерантности и уважения к многонациональной культуре нашей страны посредством фольклора.

Составляющее проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, изобразительной, музыкальной, двигательной) и охватывает образовательные области: художественно эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Материал имеет выстроенную смысловую историческую линию, в которой выделены следующие компоненты: жилище и национальный быт, традиционный национальный костюм, декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, музыкальный игровой, песенный и танцевальный фольклор.

Проект реализован в течении 1 года и содержит 3 этапа:

I этап проекта – Подготовительный (сентябрь-ноябрь)

II этап проекта – Основной (декабрь –апрель)

IIIэтап – Заключительный (май)

Весь исторический и музыкальный материал, представленный в проекте, собран историками и этнографами на Пензенской земле на протяжении многих лет. Именно этот важный факт позволяет выбрать наиболее интересные с точки зрения этнографии образцы народной культуры. С учетом того, что все регионы богаты фольклорными достопримечательностями и культурными наследиями, проект можно адаптировать на всей территории страны.

Проект реализуется музыкальным руководителем. Прикладной вид деятельности выполняется совместно с воспитателями в группе.

Эффективность проекта выявляется проведением диагностики детей в начале и конце проекта и оформляется в таблице итогового мониторинга.

У детей повысился уровень знаний о традиционной культуре разных национальностей. Приобретены знания о быте и укладе народностей в давние времена. Дошкольники могут определить принадлежность комплекса костюма к той или иной нации. Появился интерес к историческому прошлому страны, древних традициях и обычаях народов, населяющих её территории. Благодаря разнообразию национального фольклорного игрового материала, составляющего основу проекта и соответствующего возрастным особенностям дошкольников, детям интересны все изученные культуры.

Итогом является праздничный концерт, который послужит ярким конечным результатом закрепления знаний и навыков детей о национальной традиционной культуре, приобретенных в процессе проекта.

Сроки выполнения проекта

1 год (долгосрочный проект)

Бюджет проекта

Наименование товара

Кол-во, шт.

Цена, руб.

Сумма, руб.

1.Татарский костюм для девочки

2. Татарский костюм для мальчика

3. Куклы в народных костюмах1

4.Мордовский костюм для девочек

5.Чувашский костюм для девочки

6.Чувашский костюм для мальчика

7. Русский костюм для девочек

8. Русский костюм для мальчиков

9. Балалайка

10. Ложка хохломская

11. Филимоновская игрушка

1


1


5


3


1


1


6


3


1

8

8

1000


1000


300


1000


1000


1000


1000


1000


7000

70

500

1000


1000


1500


3000


1000


1000


6000


3000


7000

560

4000


Итого:

29060







«Самый высокий результат

образования – толерантность»

Хелен Келлер



Введение

Вы помните советские фильмы? Как весело и задорно шагали октябрята всех национальностей с портретами «дедушки Ленина». Как вместе они мечтали стать строителями, лётчиками и полярниками, и идти вперёд к светлому будущему на благо советской родины. Их родители погибали плечом к плечу, защищая родную землю от фашистских захватчиков, и были они по-настоящему братскими народами.

С развалом Советского Союза была утрачена объединяющая всех идея, а засилье западной культуры начало вытеснять свою национальную культуру, оставив от неё теперь лишь отголоски. В связи с некоторыми событиями, как внутри страны, там и за её пределами, межнациональные отношения обострились настолько, что переросли в националистические идеи и движения. Наша страна исконно является многонациональной, и подобные идеи для неё являются разрушительными, а значит, они опасны и для всех нас.

Принцип толерантности лежит в основании целостности нашей страны, а так же является фундаментом такого многогранного явления как культура. Именно культура – важнейший компонент социальной стабильности в наше время, который должен активно восстанавливать уважение, сотрудничество и толерантность.

Исторически сложилось, что жителями нашей страны являются многочисленные народности со своими яркими индивидуальными традициями. История каждого региона безгранично интересна.

Так, из этнографической литературы известно, что Пензенская область имеет сложную структуру заселения. Первопоселенцами на территории области является мордва, заселившая эти земли в III–IVвв. н.э. и впитавшая культуру пяти2 государств, к которым поочередно относились эти владения. Начиная с XVII столетия, на территорию Пензенской области направлялись переселенцы из различных губерний России – Московской, Нижегородской, Владимирской, Смоленской, Новгородской, Тверской и многих других. Среди переселенцев было много народностей – русские, чуваши, татары и др.

Находясь на периферии государства и охраняя пограничный вал, мирное сосуществование и взаимопомощь были залогом выживания и развития. Процесс ассимиляции сгладил многие моменты в вопросе взаимоотношения малых народностей и крупных этнических групп, а так же дополнил и во многом разнообразил уже и без того уникальную культуру. Тесное взаимодействие национальных групп привело к взаимообогащению, а иногда и к слиянию культуры.

Во все времена детское воспитание проходило неотделимо от традиционной культуры. Воспитывая в детях уважение к семье, соседям и культуре других народов, обогащая кругозор и формируя мировоззрение, развивали духовно-нравственную сторону личности ребенка. К сожалению, в современном мире в связи с активным проникновением западной культуры теряется знания собственных традиций, и изменяются нравственные устои. По это причине одной из главных задач нашего общества является возрождение традиционной культуры, толерантности и уважения к истории нашего многонационального края и страны в целом, которые нужно воспитывать с раннего детства, на первой ступени образования.

Цель проекта: Формирование толерантности к культуре различных национальностей и приобретение дошкольниками традиционных культурных ценностей.

Задачи проекта.

Для детей:

  • Сформировать у дошкольников уважение и толерантность к культуре различных народов;

  • Заинтересовать традиционной культурой и историческим прошлым края, страны;

  • Освоить базовые знания традиционной культуры различных национальностей на примере этнографического фольклорного материала Пензенской области;

  • Обогащать знания о народных костюмах родного края о танцевальном, песенном, игровом творчестве населяющих народов Пензенской области;

  • Воспитывать интерес детей к традиционному музыкальному фольклору, народным праздникам, обычаям, традициям людей разных национальностей;

  • Присваивать любовь к Родине, семье, уважение к сверстникам, людям старших поколений;

  • Развивать эстетический вкус детей на основе художественных этнографических образцов традиционного искусства;

  • Приобщить детей к активному участию в творческой деятельности на протяжении всего проекта;

  • Осуществлять амплификацию культурного и нравственного развития дошкольников;

  • Раскрыть творческий потенциал каждого ребенка;

  • Разучить танцевальные движения татарского, русского танцев, мордовские частушки, чувашские пословицы, игры;

  • Развивать коммуникативные способности дошкольников.


Для педагогов:

  • Установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, педагогами и родителями.

  • Привлечь родителей во все возможные мероприятия проекта.

  • Совершенствовать и обогащать знания о традиционной культуре народностей.

Для родителей:

  • Оказывать помощь в сборе, подготовке необходимых художественных материалов

  • Продолжать развитие и образовательную деятельность детей вне детского сада.

  • Проявлять интерес к культуре народов, тем самым подавая пример детям.

  • Принимать активное участие во всех мероприятиях проекта.


Для реализации поставленных задач необходимы следующие условия:

  • Интерес педагога и толерантное отношение к многонациональной культуре страны.

  • Глубокие знания педагога о традиционной культуре и быте народов, как узколокальной принадлежности, так и всей территории страны, соответствующие содержанию проекта.

  • Предметно-пространственная среда:

– уголки народного быта в группах, где будут наглядно продемонстрированы компоненты исторического наследия;

– материалы для продуктивной деятельности – освоения основ традиционных промыслов;

– традиционные костюмы узколокальной принадлежности;

– стилизованные детские национальные костюмы;

– куклы в народных костюмах разных национальностей и территориальных принадлежностей.

Проект составлен для детей 5-6 лет. Срок реализации проекта – 1 год (долгосрочный проект).

Тип проекта: исследовательско – творческий.

Содержание проекта по приобщению детей к национальной традиционной культуре разных народов является примерным и может быть скорректировано в случае, если для реализации проекта не достаточно развитые условия (отсутствие подлинных элементов народного быта, костюмов, оборудования, инструментов).

Материал имеет выстроенную смысловую историческую линию, в которой выделены следующие компоненты:

­– жилище и национальный быт;

– традиционный национальный костюм;

– декоративно-прикладное искусство;

– устное народное творчество;

– музыкальный игровой, песенный и танцевальный фольклор.

Составляющее проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, изобразительной, музыкальной, двигательной) и охватывает образовательные области:

– художественно эстетическое развитие:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– физическое развитие.

В проекте задействовано большое количество национальных традиционных и дидактических игр, так как игра – основная форма деятельности детей, источник эмоционального раскрепощения и умственного обогащения, развития фантазии и коммуникативных черт.

В процессе подготовки проекта выполнены следующие действия:

  • Содействие с преподавателями фольклорного отделения Пензенского музыкального колледжа (русский и татарский костюмы для демонстрации детям традиционной одежды, принадлежавшей жителям, ранее населявшей территории области).

Iэтап проекта – Подготовительный (сентябрь-ноябрь)

  1. Проведение мониторинга по выявлению уровня знаний о культуре и традиционных обычаях разных народностей, национальной самобытности.

  2. Исходя из результатов мониторинга (пункт 1), разработка плана и задач проекта, ожидаемых результатов.

  3. Подбор необходимого теоретического и музыкального материалов, методической и историко-этнографической литературы.

  4. Планирование форм и методов работы с детьми.

  5. Составление рабочего календарного плана.

  6. Подготовка дидактических игр, пособий.

  7. Исследование и подготовка национальных костюмов:

  • подлинные традиционные женские костюмы Пензенской области

  • традиционные татарские костюмы

  • стилизованные чувашские костюмы

II этап проекта – основной (декабрь –апрель)

  1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс знаний о жилищном устройстве и национальном быте русских, мордвы, татар, чувашей. Включение в процесс изучения тематических дидактических игр, загадок, скороговорок и песен.

  2. Рассматривание традиционного русского Пензенского костюма (орнамент, особенности строения и комплектации), пособий и иллюстраций татарского, мордовского и чувашского традиционных национальных костюмов. Рисование и аппликации головных уборов, костюмов. (см. прил. № 3)

  3. Освоение и изучение основных ремесел, распространенных на пензенской земле. Рисование и лепка некоторых из них (см. прил. № 3).

  4. Знакомство с национальными музыкальными инструментами.

  5. Чтение национальных сказок о животных, о волшебно-фантастических персонажах, преданий об исторических событиях и лицах, бытовых рассказов, легенд, сказов, былин. По выбору и желанию детей совместно с музыкальным руководителем готовится небольшая театрализация любой выбранной детьми истории(см. прил. № 3).

  6. Изучение национальных игр, песенного и танцевального фольклора, праздников и обычаев.

III этап – заключительный (май)

  1. Закрепление и обобщение пройденного материала.

  2. Сравнение традиционных этнографических особенностей каждой национальности.

  3. Изготовление альбомов «Национальности Пензенской области» (см. прил. № 3).

  4. Проведение итоговой диагностики по уровню знаний о культуре и традиционных народных обычаях, национальной толерантности (см. прил. № 1)

  5. В заключении демонстрация национальных культур в форме концерта для родителей «Край родной мой, Пензенский!», с целью приобщения их к многонациональной культуре Пензенского края (подробный сценарий см. в Приложении № 2).

Весь исторический и музыкальный материал, представленный в проекте, собран историками и этнографами на Пензенской земле на протяжении многих лет. Именно этот важный факт позволяет выбрать наиболее интересные с точки зрения этнографии образцы народной культуры. С учетом того, что все регионы богаты фольклорными достопримечательностями и культурными наследиями, проект можно адаптировать на всей территории страны.

Проект реализуется музыкальным руководителем. Прикладной вид деятельности выполняется совместно с воспитателями в группе.

Эффективность проекта выявляется проведением диагностики детей в начале и конце проекта. Подробное описание технологии мониторинга в Приложении № 1.

У детей повысился уровень знаний о традиционной культуре разных национальностей. Приобретены знания о быте и укладе народностей в давние времена. Дошкольники могут определить принадлежность комплекса костюма к той или иной нации. Появился интерес к историческому прошлому страны, древних традициях и обычаях народов, населяющих её территории. Благодаря разнообразию национального фольклорного игрового материала, составляющего основу проекта и соответствующего возрастным особенностям дошкольников, детям интересны все изученные культуры.

Итогом образовательно-воспитательной работы является праздничный концерт, который послужил ярким конечным результатом закрепления знаний и навыков детей о традиционной культуре, приобретенных в процессе проекта. Дошкольники продемонстрировали культуру каждой национальности (русские, мордва, чуваши, татары) как яркую самобытную неповторимую народность. Были исполнены традиционные пляски, песни, продемонстрирован игровой национальный фольклор.

Работая по проекту, мы наблюдаем положительные результаты:

  1. Положительное отношение участников к проекту.

  2. Повышение общего уровня культуры детей.

  3. Приобретение дошкольниками навыков и умений в процессе проекта.

  4. Проявились интерес и уважение дошкольников к своей культуре и традициям других национальностей.

  5. Совершенствование знаний об историческом прошлом народа.

  6. Формирование у участников проекта таких качеств, как коммуникабельность, терпение, уважение к своим ровесникам и старшему поколению, отзывчивость, уступчивость.

  7. Участие родителей в проводимых мероприятиях.

  8. Повышение уровня этнического самосознания родителей.


Ресурсное обеспечение на I, II этапах проекта:

– Русские подлинные традиционные костюмы (2 панёвных комплекса).

– Иллюстрации русского, чувашского, татарского, мордовского костюма.

– Презентация по темам народного быта, ремесел.

– Материалы и инструменты для продуктивной деятельности: глина, дерево, пряжа, ткань, пластилин, бумага, картон, краски и т.п.

– Куклы в народных костюмах (минимум 5 видов костюма: татарский, мордовский, чувашский, русские женский и мужской).

– Атрибуты для театрализации национальных сказок (в зависимости от выбранной детьми сказки).

Ресурсное обеспечение для IIIэтапа:

  • Русские народные сарафаны и ленты для девочек.

  • Народные рубашки, кушаки для мальчиков.

  • Татарский народный костюм для девочки и мальчика, коромысло, ведра, гармошка.

  • Фартуки с мордовскими узорами, кокошники, обереги, ленточки, пояса.

  • Чувашский народный костюм для девочек и мальчиков, кокошники.

  • Аудио- и компьютерная аппаратура, мультимедийный проектор.

  • Музыкальные инструменты: балалайка, фортепиано, трещотки, деревянные ложки, детская гармошка.


К завершению проекта музыкальный руководитель проводит контрольный мониторинг, который заносится в таблицу «Диагностика уровня знаний, полученных детьми в процессе реализации проекта» (приложение № 1).

Проект, безусловно, имеет большое значение с точки зрения вопроса воспитания детей и их культурного обогащения. Реализация проекта помогла выявить пробелы в знаниях детей и родителей о традиционных обычаях, историческом прошлом края, страны. Проект является одним из ярких моментов образовательного досуга дошкольников, так как в нём представлены лучшие элементы культурного наследия.

Информационные ресурсы:

  1. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155

  2. Образовательная программа МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка»

  3. Анисимова А.П. Народное красное слово. – Пенза, 1959.

  4. Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. – Пенза, 1953.

  5. Анисимова А.П. Песни и сказки Поимского народа. – Пенза, 1953.

  6. Батурина Г.И.,Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М., 1995.

  7. Белорыбкин Г.Н. Лебедев В.И.История Пензенского края с древнейших времен до середины XIXвека. Часть 1. – Пенза, 1996.

  8. Ведяева Н.А. Народные художественные промыслы Пензенской области: Методическое пособие. – Пенза, 1997.

  9. Вильданова Т.В. Сказ про гончара и абашевскую игрушку. – М., 1989.

  10. Вишневский К.Д. Инюшкин Н.М. Наследие. Культура Пензенского края. – Пенза, 1997.

  11. Вяселева А.А. Воспитание культуры поведения у детей 5–7 лет средствами татарских народных сказок, пословиц и поговорок. – Пенза, 1992.

  12. Гостяева В.В. Дошкольникам о народной культуре Пензенского края. Часть 1,2. –ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», – Пенза, 2016.

  13. Жаткин Д. Мордовский фольклор // Краеведение. –1998 – № 1-2

  14. Забродина Н.И. Искусство Пензенского края. – Пенза, 1978.

  15. Застрожный В.К. Частушки Пензенской области. – Пенза, 1958.

  16. Исхакова-Вамба Р.А. Татарское народное творчество. – Казань, 1997.

  17. Каретин А.В. Воспитание детей на основе фольклора. – Саратовский областной центр народного творчества. – Саратов, 2008.

  18. Князева О.М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2000.

  19. Корниенко С.П.Золотая летопись Пензенского края: Книга для полезного чтения. – Мн.: Минская фабрика цветной печати, 2007.

  20. Куклы в народных костюмах. – ООО «Де Агостини». – Россия

  21. Мальков Н.С., Кондраков И.Е., Назарова Т.В., Редкина И.А. На горе сер дуб разгорается. Народные песни Лунинского района Пензенской области. – Пенза, 2011.

  22. Мартыненко О.П. Фольклор Пензенской области. – Рязань, 1977.

  23. Новокрещенова Е.А., Кочукова И.А. К истокам народного творчества. – Пенза, 1997.

  24. Поляков В.С Устное народное творчество мордовского народа Пензенской области. – Саратов, 1989.

  25. Прохоров Е., Лондонов П. Народные песни Пензенской области. – М., 1961.

  26. Спицина Е.И. Народная педагогика игры. – Издательство ГОУ ДПО «Саратовский областной учебно-методический центр. – Саратов, 2010.

  27. Тархов А.Г. Песни тарханских крестьян. – Пенза, 1992.

  28. Чудова Е.В. Касаточка: Песни Пензенской области. – Управление культуры г. Пензы; «Центр русской вокальной и хоровой культуры г. Пензы»; Типография «Формат», «Мост радио». – Пенза, 2011.

  29. Шевченко С.М. Никольский музей стекла и хрусталя: Очерк-путеводитель. – Пензе, 1978.




























Приложение №1.


Диагностика уровня знаний, полученных детьми в процессе реализации проекта

Предмет исследования

Интерес и участие ребенка в проекте


Уровень знаний о культуре разных народов

Отношение к музыкальному и устному национальному фольклору

Проявление творческих способностей ребенка

Интерес и участие родителей в проекте

Ф.И. ребенка/уровень развития

Н.

К

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.


Н/С/В












Н. – начало проекта

К. – конечный результат проекта

Уровень знаний и навыков определяется как низкий, средний и высокий. В таблице термины обозначаются заглавными буквами ­- Н, С, В.

Критерии оценки:

Низкий уровень знаний: Участник проекта теряется в вопросах культуры, не имея представления о ее многообразии, без особого интереса принимает участие учебно-игровом процессе.

Средний уровень: Участник проекта знает базовые данные о культуре народов, участвует в игровой деятельности. Может определить национальную принадлежность некоторых предметов одежды и быта. Проявляет интерес к проекту.

Высокий уровень: Участник проекта активно участвует во всех видах деятельности, предложенными как детьми, так и педагогом. Хорошо ориентируется в вопросах традиционной культуры, без труда определяет национальную принадлежность костюма, проявляет творческие и лидерские качества.











Приложение № 2.



Муниципальное бюджетной дошкольное образовательное учреждение детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка»






Конспект музыкально – литературного концерта

«Край родной мой, Пензенский!»











г. Пенза

Под музыку «Край ты мой родимый» дети входят в зал.

Музыкальный руководитель:

Есть на свете край

Всем нам дорогой

С окнами резными и рекой Сурой

Как красив и ярок

Твой всегда наряд

И в любви признаться

Каждый тебе рад.

Сегодня ребята, мы ещё раз поговорим о культуре народов, населяющих Пензенский край. Вы много узнали о национальных традициях, костюмах, ремёслах. Расскажите, что вам запомнилось, понравилось, заинтересовало?


Музыкальный руководитель предлагает продолжить путешествие по Пензенскому краю.


Девочка:

Каких краев глаза ни повидали,

Но всех дороже искони свои–

Присурский лес, замокшинские дали

И на Хопре шаманы-соловьи.

Мальчик:

Каких краев глаза ни повидали,

Но всех дороже искони свои–

Присурский лес, замокшинские дали

И на Хопре шаманы-соловьи.


Муз.Рук.:: Пензенский край гордится своими умельцами. Ребята, а какие народные промыслы вы знаете? (Ответы детей, после чего, музыкальный руководитель демонстрирует иллюстрации ремесел на проекторе).



Девочка

Золотым рукам умельцев края

Мы хвалу сегодня воздаем.

Эстафету славных наших предков

В руки молодым передаем.

Мальчик

О талантах Пензенского края

Разнеслась по разным странам весть!

Есть певцы, танцоры, музыканты

Всех талантов и не перечесть.

Мальчик

А мы пензенские ребята,

Мы нигде не пропадем.

Если надо, мы станцуем,

Если надо, мы споем.


«Пензенские частушки»





Девочка

Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нет!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

«Кадриль»

(русский народный танец)


Муз. Рук.: А теперь попробуйте, ребята, отгадать мордовские загадки!

Загадки:

  1. Приходит тихо, ложится мягко (снег).

  2. Не кусает, не лает,   а в дом никто не войдет (замок).

  3. Набежал красный старик, всё село утащил (пожар).


Мальчик:

Мордовский народ-

Балагур еще тот.

Любит шутки да смех,

Веселить любит всех.

Эй, девчушки.

Запевайте-ка частушки!

Мордовские частушки



Муз.рук.: А сейчас заглянем в татарское село. Что вы видите? (праздник). Как он называется? Что вы знаете об этом празднике? (Сабантуй – праздник плуга. Отмечают начало полевых работ. В этот день собирают яйца, крупу, варят кашу, обращаются к солнцу, закликают дождь, водят хороводы, устраивают состязания и, конечно же, пляшут)



Девочка:

Раздайся, народ,

Меня пляска берет,

Хоть и не мой черед,

А я выйду наперед!


«Татарский танец»


(Выбегают мальчик и девочка в чувашских костюмах)

Муз.рук.(обращаясь к детям):

Ребята, вы узнали, откуда наши гости?

А как вы догадались?

(ответы детей: по орнаменту, элементам костюма, головному убору….)




Девочка

А чувашский народ

Гонит скуку от ворот

Песен, танцев много знает

И пословицы слагает.

Мальчик

Кто из вас ребята смелее?

Назови пословицы скорее.



«Чувашские пословицы»

-Будешь гладить, так будет гладко.

-Поздно торговать, когда базар кончился.

-От зла берегись заранее.

Добру учить - добрым быть.


Мальчик и девочка

А теперь детвора

Ждет вас новая игра

Чувашская игра «Разбегайтесь!»


Муз.Рук: Сегодня в этом зале собрались представители большой, дружной, многонациональной семьи Пензенской губернии: Русские, татары, мордва, чуваши. Говоря на разных языках, имея свои традиции, обряды всех их объединяет одно – любовь к Пензенскому краю.



1реб. Пензенским краем зовется наш дом -
Пусть будет уютно каждому в нём.

2реб. Любые трудности вместе осилим!
В нашем единстве - наша сила.




«Как у наших у ворот»

(Хоровод Пензенской области)





Муз.Рук.:

Дружат дети на планете, ты - со мной, а я-с тобой,

Кружит наши песни ветер над планетой голубой.

Если громко засмеёмся, вот веселый будет смех!

Если за руки возьмемся, хватит радости на всех!

Дружат дети на планете - звонкой, юной как весна.

И одно нам солнце светит, и земля у нас одна!


Все дети: Счастья и мира вам на Земле!

И хлеба насущного всем на столе!

До новых встреч!

(Дети под музыку выходят из зала)










































Приложение № 3.

Рассматривание традиционного фольклорного комплекса женской одежды Пензенской губернии.


























Рассматривание традиционной вышивки на костюмах, тканого пояса.



























Рассматривание кукол в народных Рассматривание татарского костюма

костюмах


Рассматривание кукол в традиционных костюмах





Фото с театрализованной постановки русской сказки





Дидактическая игра «Четвертый лишний»


Изготовление Абашевской игрушки из пластилина






Рисунки детей на тему «Татарский народный костюм»


Аппликации на тему «Татарский головной убор»



Рисунки детей на тему «Чувашский народный костюм»


Детские рисунки на тему «Чувашский головной убор»





Аппликации на тему «Традиционные чувашские узоры»



Аппликации на тему «Традиционные мордовские узоры»




Рисунки на тему «Традиционный русский мужской костюм Пензенской области»



Рисунки на тему «Праздничный русский костюм Пензенской области»




Создание альбомов «Национальности Пензенской области»

1минимум 5 кукол – женские мордовский, чувашский, татарский, узколокальный русский костюм, русский мужской костюм

2Земли Пензенской области за время существования территориально относилась к следующим государствам: 1. Хазарский Каганат; 2. Буртасское ханство; 3. Золотая Орда; 4. Казанское ханство; 5. Российское государство


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермакова Юлия Александровна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "формирование толерантной и поликультурной личности в условиях предшкольного образования."
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-tolierantnoi-i-polikul-turnoi-lichnosti-v-usloviiakh-priedshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "296730"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456071664"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками "
    ["seo_title"] => string(98) "samoobrazovaniie-piedaghoghov-kak-odin-iz-faktorov-povyshieniia-kachiestva-raboty-s-doshkol-nikami"
    ["file_id"] => string(6) "185725"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426234195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства