kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательные ситуации как метод нравственного воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится описание воспитательной ситуации как метода нравственного воспитания дошкольников. Дается определение "Ситуация" "Нравственное поведение" "Нравственное воспитание".

Указаны, какаие есть типы воспитательных ситуаций, описано, что предполагает технология создания воспитательных ситуаций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные ситуации как метод нравственного воспитания дошкольников»

Воспитательные ситуации как метод нравственного воспитания дошкольников.


Важную роль в формировании нравственных качеств у детей играет метод создания воспитательных ситуаций.

В переводе с французского термин «ситуация» означает положение, обстановку, совокупность обстоятельств Ситуация» (от лат. situs) как обстановка, совокупность условий и обстоятельств детерминирует характер протекания деятельности.

«Ситуация» - форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность

Ситуация может носить объективный характер и раскрывать реальную обстановку в системе взаимоотношений воспитанников, что необходимо учитывать педагогу, принимая решение о способах взаимодействия с ними. Таких воспитательных ситуаций в дошкольной действительности великое множество.

Воспитательная ситуация – это такая проблемная ситуация, созданная преднамеренно или возникающая стихийно, при разрешении которой воспитанник своим поведением выявляет уровень развития своих личностных и нравственных качеств. В роли этих качеств могут выступать способность к сотрудничеству с другими воспитанниками, организаторские способности, нравственные качества и т.д.

Воспитательные ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить сверстника в игру, поделиться любимой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Это создание ситуаций, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие.

Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

Чтобы создаваемая ситуация была воспитательной, она должна быть значимой для того, ради кого создается, т.е. соответствовать его мотивационно - потребностной и эмоциональной сфере. Ситуация может быть создана как для отдельного воспитанника, так и для группы ребят или коллектива в целом. Воспитательную ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела (праздники, конкурсы, занятия и т.д.). При этом в процессе подготовки и проведения одного коллективного дела может быть создано много разнообразных ситуаций для различных категорий воспитанников.

В педагогической теории и практике известны различные типы ситуаций: авансирования доверием (А.С. Макаренко), свободного выбора (О.С. Богданова, Л.П. Катаева и др.), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражении (А.Н. Лутошкин), соревновательная (А.Н. Лутошкин), соотнесения (Х.Й. Лийметс), успеха (В.А. Караковский, О.С. Газман, А.С. Белкин), творчества (В.А. Караковсвий) и другие

Нравственное поведение – составная часть нравственного воспитания детей, состоящая в воспитании культуры поведения дома, в детском саду, в общественных местах, на улице. Нравственное воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков и умений нравственных качеств личности. Проводя нравственное воспитание, педагоги учат детей, как вести себя в самых различных условиях.

Нравственное воспитание, в широком плане, представляет собой процесс усвоения принятых в обществе моральных норм и правил, основанных на гуманистических ценностях, и выработки на их основе нравственных мотивов, навыков и привычек поведения.

Вместе с тем, нравственное воспитание — это целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка, в процессе которого осуществляется активное включение ребенка в различные виды деятельности, способствующей накоплению положительного морального опыта.

Технология воспитательных ситуаций предполагает воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам и правилам поведения и общения, а также создание ситуаций, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации нравственного содержания

А. Н. Леонтьев широко использует термин «предметная ситуация», которую относит к существенным сторонам процесса целеобразования. В. С. Мерлин понимает ситуацию как определенную внешнюю обстановку, вызывающую соответствующие мотивы личности. Б. Ф. Ломов подчеркивает, что ситуация — это всегда система событий. Таким образом, известные педагоги и психологи, рассматривают ситуацию как некую объективную совокупность элементов среды (событий, условий, обстоятельств), которая оказывает стимулирующее, обусловливающее, корректирующее воздействие на субъект, доминируя его активность.

Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе.

Таким образом, разобрав возможности использования воспитательных ситуаций, можно сделать вывод, что данное направления действительно даёт возможность для формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитательные ситуации как метод нравственного воспитания дошкольников

Автор: Белькова Ирина Дмитриевна

Дата: 24.04.2020

Номер свидетельства: 547860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников ДИПЛОМНАЯ РАБОТА"
    ["seo_title"] => string(102) "narodnyie-traditsii-kak-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-doshkol-nikov-diplomnaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "248472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446731527"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников""
    ["seo_title"] => string(100) "stat_ia_diekorativno_prikladnoie_iskusstvo_kak_sriedstvo_estietichieskogho_vospitaniia_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "349777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476645682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства