kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воздействие средств и методов двигательной активности на формирование речевой сферы у особых дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

Особое значение На современном этапе приобретают  инновационные подходы в воспитании и обучении детей . Инновационные формы работы помогают решать сложные задачи в развитии ребенка. Они захватывают и увлекают даже родителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воздействие средств и методов двигательной активности на формирование речевой сферы у особых дошкольников. »

Воздействие средств и методов двигательной активности

на формирование речевой сферы у особых дошкольников.

Ваганова Т.И- воспитатель

группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.


Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

Известно, что у некоторых детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в психомоторном развитии, имеющие различные проявления и причины. Многими исследователями установлено, что отклонения в психическом развитии чаще всего сочетаются с различными нарушениями физического развития. Недостатки в формировании моторики наблюдаются у всех категорий проблемных детей, что служит одним из показателей в психолого - педагогической диагностике отклонений в развитии (В. И. Лубовский, 1978). Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития (ЗПР).

Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с задержкой психического развития. У них обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированности техники в основных видах движений. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно - моторной координации, что тормозит формированию у детей графо моторных навыков. У большинства детей наблюдается системное нарушение речи.

При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога), инструктора по ЛФК, музыкального работника, хореографа. В нашем саду есть такая возможность и поэтому мы используем это, как одно из важных средств, преодоления нарушений речи у детей.

Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

На современном этапе инновационные подходы воспитания и обучения приобретают особое значение.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Пальчиковая гимнастика дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как часть занятия для закрепления темы, повторение темы на утренних беседах, используя их в режимных моментах, а также на индивидуальных занятиях. Эффективнее использовать пальчиковую гимнастику, сопровождаемую речью, что способствуют развитию дикции, грамматического речи, развитию памяти, внимание, эмоциональности.

Использовали различные развивающие игры и упражнения: (игры с резинками, семенами плодов, горохом, бусинами, палочками, косточками, штриховка, рисование по шаблону, выполнение графических упражнений) последовательность введения которых зависела от индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. При общении в игре взрослому следует поддерживать эмоциональный интерес ребёнка. Если даже облегчённый вариант задания труден, можно предложить самое простое упражнение, чтобы дошкольник не потерял уверенности в своих силах. Необходимо поощрять не только удачное решение, но и попытки детей преодолеть трудности. Важно обращать внимание на все успехи, даже незначительные.

В процессе игровых заданий дети:

- совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;

- работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;

- развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево - право, вперед-назад, произвольность психических процессов, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;

- закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют понятия о величине, цвете, толщине, понятия «множество» и «включение»;

- корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации, каналы восприятия

Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических, словесных игр и др. С помощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно, ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное, в игру включаются малоактивные дети.

Устранение недостатков в моторном развитии детей осуществляется нами в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима. Благодаря различным лечебно-оздоровительным, физкультурным и другим мероприятиям, проводимыми разными специалистами (инструктором по лечебной физкультуре, педагогами и психологом, хореогрофом, учителями физической культуры и музыкальным руководителем, учителем - дефектологом, логопедом) в соответствии с распорядком дня детского учреждения, нормализуются и развиваются двигательные и другие функции ребенка.

Следующий прием, который мы используем в своей работе – это логоритмические упражнения. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционную гимнастику проводим ежедневно по рекомендации логопеда.

При подборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упражнений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролировать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

У воспитанников коррекционных групп часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведения детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность.

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводим под спокойную расслабляющую музыку (в подборе музыки помогает музыкальный работник).

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.

Данстерапия (танцевальная терапия) для дошкольников с ЗПР предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей. Однако следует учитывать, что чем меньше двигательный опыт у детей, чем меньшим запасом движений они обладают, тем сложнее им выполнить задание «Двигайся, как ты хочешь», поэтому следует проводить предварительную подготовку, объясняя и показывая детям варианты движений, которые они в дальнейшем могут творчески преобразовывать

Физкультурная минутка поможет ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физминутки – это весело, полезно и интересно! Физкультминутки не просто элемент двигательной активности, для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья.

Инновационные формы работы помогают решать сложные задачи в развитии ребенка. Они захватывают и увлекают даже родителей. Всем известно, что без участия родителей педагогический процесс будет осуществляться наполовину. Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными. Поэтому стараемся заинтересовать родителей, вовлечь в жизнь детского сада, сделать союзниками. Нами были спланированы мероприятия для родителей: консультации («Развитие мелкой моторики рук», «Готовим руку ребёнка к письму», индивидуальные консультации), выступления на родительских собраниях, памятки по правилам работы в тетради домашних заданий, познакомили родителей с особенностями речевого и моторного развития детей, показав им развлечение «Город Правильной речи».

Уважаемые коллеги смело используйте в своей работе новые подходы. Это даст толчок вашему творческому и профессиональному росту.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Ваганова Татьяна Игоревна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр "
    ["seo_title"] => string(66) "fizichieskoie-razvitiie-doshkol-nikov-sriedstvami-podvizhnykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "229469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441737826"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства